Лекция 10. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В результате изучения главы студент должен:

знать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, права таких детей;

уметь составить договор о приемной семье;

владеть навыками усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, оформления опеки и попечительства над ними.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей в случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 121 СК РФ). Государство предоставляет таким детям дополнительные гарантии по социальной поддержке[1].

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Деятельность данных органов регулируется Законом об опеке и попечительстве.

Органы опеки и попечительства выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают соответствующие формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других органов, а также юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

До устройства данных детей на воспитание в семью или в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (понечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК РФ).

К детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

К детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих живых родителей в связи с отсутствием родителей, лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей.

Федеральное законодательство определяет порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей (рис. 10.1).

Региональные банки данных и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

Министерство образования и науки РФ [2] является федеральным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Рис. 10.1

Установление законом формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представлены на рис. 10.2.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Рис. 10.2