Установление системы допустимых ограничений на объемы внешних эффектов

В каждой стране имеются стандарты качества окружающей среды, которые регулируют объемы отрицательных внешних эффектов в отдельных отраслях экономики. Существует три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

• установление норм или стандартов по вредным выбросам;

• введение платы за выбросы;

• продажа разрешений на выбросы.

Нормы по выбросам – это установленный законом предел концентрации вредных веществ в промышленных отходах.

Примером установления норм по выбросам является Киотский протокол – международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

По состоянию на 26 марта 2009 г. Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более 61% общемировых выбросов). Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 г. и продлился пять лет до 31 декабря 2012 г.

Цель ограничений – снизить совокупный средний уровень выбросов шести типов газов (СO2, СН4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г.

Основные обязательства взяли индустриальные страны: Евросоюз должен сократить выбросы на 8%; Япония и Канада – на 6%; Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 гг. на уровне 1990 г.

Протокол предусматривает механизмы гибкости:

• торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;

• проекты совместного осуществления – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран, упомянутых в Приложении I РКИК полностью или частично за счет инвестиций другой страны, упомянутой в Приложении I РКИК;

• механизмы чистого развития – проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран (обычно развивающейся), не упомянутой в Приложении I РКИК, полностью или частично за счет инвестиций страны, упомянутой в Приложении I РКИК.

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil – партнеры компании "Газпромнефть" по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком авто

номном округе – получили квоты, образовавшиеся за счет того, что "Газпромнефть" проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании "СИБУР", в обмен на компенсацию "Газпромнефти" в виде технологий и оборудования.

Установление норм по выбросам имеет некоторые недостатки.

1. Нормы позволяют сбрасывать загрязняющие вещества бесплатно вплоть до некоторого уровня выбросов. Дальнейшее увеличение выбросов запрещено. Это означает, что фирмы соблюдают нормы, но не имеют стимула уменьшить выбросы ниже установленных норм.

2. Нормы не учитывают различия между фирмами в затратах на устранение выбросов. Для достижения эффективности необходимо осуществлять контроль за загрязнением таким образом, чтобы уравнять предельные общественные издержки и предельную общественную выгоду. Предельные общественные издержки контроля за загрязнением для фирмы зависят от того, какая технология применяется для уменьшения выбросов. Фирмы используют различную технологию. Правомерно требовать от фирм, использующих дешевые технологии контроля за выбросами, сокращения выбросов в большей степени по сравнению с фирмами, которым контроль обходится дороже.

3. Применение единых норм выбросов неэффективно в том случае, когда общественная предельная выгода борьбы с загрязнениями не одинакова в различных регионах. Предельная общественная выгода уменьшения выбросов в густонаселенных городских регионах выше, чем в сельской местности, где плотность населения ниже.

Второй период действия Киотского протокола начался в 2013 г. и закончится в 2020 г. Чтобы торговать квотами с 2013 г., страны – участницы протокола должны будут взять на себя новые обязательства по сокращению выбросов. Таких стран оказалось немного: это 27 стран Евросоюза (сокращение на 20% от уровня 1990 г.), Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн и Монако, Австралия, Украина и партнеры России по Единому экономическому пространству – Белоруссия и Казахстан. Суммарно на эти страны приходится лишь 15% всех мировых выбросов парниковых газов. Россия обязательства на себя не взяла.

Плата за выбросы – это отчисления, взимаемые за единицу объема вредных выбросов. В РФ регулирование состояния окружающей среды возложено на Министерство природных ресурсов и экологии, которое в своей деятельности опирается на Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В законе отмечается, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия в соответствии с законом относятся выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, подземные водные объекты, загрязнения недр, почв, размещение отходов производств и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Продажа разрешений на выбросы. Предположим, государство определило эффективные объемы выбросов в водоемы, которые в два раза меньше ежедневных отходов производства. Одним из возможных путей ограничения выбросов до эффективного уровня является продажа государством лицензий на право выбросов. Лицензии продаются на аукционах. Предложение лицензий абсолютно неэластично. Возможно, что сложившаяся цена лицензии покажется некоторым фирмам слишком высокой и они сократят объемы производства и выбросы вредных веществ. Защитники окружающей среды, представители партии "зеленых" могут выкупить часть лицензий, что поднимет цены на оставшиеся лицензии и позитивно скажется на состоянии окружающей среды.