Условные обозначения населенных пунктов и дорожной сети

На картах крупного масштаба населенные пункты (города, поселки, села, деревни и др.) изображаются с полным сохранением подобия как внешних очертаний, так и системы улиц и площадей (рис. 5.1).

При изображении населенных пунктов городского типа постройки объединяются в кварталы, причем с преобладанием огнестойких строений (каменных, кирпичных и т.п.) кварталы выделяются с фоновой закраской оранжевого цвета, а с преобладанием неогнестойких строений (деревянных, глинобитных и т.п.) – желтого цвета. Внутри изображенных кварталов показываются отдельные жилые, обществен-

Рис. 5.1. Изображение населенных пунктов на картах различных масштабов

ные и промышленные здания или группы зданий в виде черных прямоугольников. На картах масштаба 1:100 000 кварталы населенных пунктов, как правило, сплошь покрываются черной краской. Выдающиеся здания и строения промышленного значения на этих картах не выделяются (см. приложение 4).

В населенных пунктах сельского типа указывается, чем заняты приусадебные участки – огородами или садами. Огороды обозначаются черной точечной сеткой, а сады – правильно расположенными кружками и зеленой заливкой.

Названия населенных пунктов на картах подписываются строго в направлении с запада на восток. При разбросанности населенных пунктов сельского типа их названия иногда подписываются по кривой в сторону наибольшего распространения отдельных строений.

Тип и административное значение населенного пункта определяются по виду и размерам шрифта, которым подписано название. Так, названия городов подписываются прямым шрифтом без выделения заглавных букв; поселки городского типа, рабочие, курортные и дачные поселки – наклонным шрифтом без выделения заглавных букв. Под подписью названия поселков можно встретить число, которое указывает количество домов, а при наличии в населенном пункте районного или сельского совета рядом с указанием числа домов ставится соответствующая подпись – PC или СС.

На картах масштаба 1:200 000 и 1:500 000 населенные пункты изображаются с сохранением лишь внешней их конфигурации; часть кварталов объединяется, а из улиц показываются только самые главные.

На картах масштаба 1:1 000 000 эти подробности могут быть опущены, а населенные пункты изображаются внемасштабными условными знаками в виде одного или нескольких черных прямоугольников.

Дорожная сеть состоит преимущественно из автомобильных и железных дорог. Дороги являются основными путями передвижения и хорошими ориентирами, поэтому они изображаются на топографических картах со всеми подробностями (см. приложение 6).

Автомобильные дороги подразделяются на следующие виды: автострады, усовершенствованные шоссе, улучшенные грунтовые дороги, грунтовые (поселковые) и лесные дороги и тропы. Кроме того, на картах указываются фашинные дороги, гати и гребли.

Автострада – дорога с твердым основанием, покрытым асфальто- или цементобетоном. Ширина проезжей части 14–40 м. Автострада допускает скоростное движение автотранспорта любого тоннажа с большой интенсивностью, ее пересечение с другими дорогами делается на различных уровнях. На картах автострада изображается двумя утолщенными линиями, между которыми проводится еще одна разделительная линия.

Усовершенствованное шоссе – дорога, имеющая твердое основание с покрытием из асфальта, бетона, брусчатки, клинкера, а также щебня, гравия, которые пропитаны вяжущими веществами. Ширина проезжей части – 8–12 м. Допускает интенсивное движение автотранспорта в течение всего года. Усовершенствованное шоссе изображается двумя линиями, между которыми через равные промежутки поставлены черные точки.

Шоссе имеет основание из камня, песка и твердого грунта с покрытием из гравия, щебня или шлака, уплотненных укаткой, иногда пропитанных вяжущими веществами.

К шоссе относится также дорога, вымощенная булыжником или колотым камнем (мостовая). Ширина проезжей части – 7–10 м. Шоссе пригодно для движения автотранспорта в течение всего года. Изображается на карте условным знаком в две линии.

Улучшенная грунтовая дорога – дорога профилированная, но не имеющая прочного основания. Ширина проезжей части – 5–7 м. Условия для проезда в течение большей части года являются удовлетворительными для автотранспорта среднего тоннажа (2–3 т). По обеим сторонам таких дорог обычно имеются канавы. Улучшенные грунтовые дороги обозначаются на картах двумя тонкими линиями, промежуток между которыми закрашивается светло-оранжевым или желтым цветом.

Грунтовая (проселочная) дорога – непрофилированная полоса земли, накатанная автогужевым транспортом. Ее качество определяется почвенными и сезонно-климатическими условиями. Обозначается на карте одной линией черного цвета

Полевая и лесная дороги, а также караванный путь служат для движения автогужевого транспорта, в частности, в период сезонных работ. Изображаются на картах черными прерывистыми линиями.

Вьючная и пешеходная тропы – простейшие пути в горах и других районах, недоступных для колесного транспорта (узкие долины, косогоры, тайга и т.п.). На картах обозначаются более короткими прерывистыми линиями, чем условные знаки для полевых дорог.

Зимняя дорога (зимник) прокладывается как временный путь через болото, озеро, реку и другие участки местности, где проезд возможен только зимой. Изображается на карте двумя рядами черных точек. Этим же условным знаком изображаются и другие дороги, используемые автотранспортом в зимнее время.

Дорога с деревянным покрытием обустраивается из досок или пластин, уложенных на поперечные шпалы, из бревен или деревянных шашек. Изображается двумя черными линиями с частыми поперечными черточками.

Фашинник, гать представляют собой участок дороги через болото, проложенный по выстланным связкам хвороста, насыпям из земли, камней, песка и пр.

Необходимо учитывать, что дороги по ширине не изображаются в масштабе карты; данные о ширине обычно подписываются на условном знаке дороги, причем в этом случае подразумевается ширина ее эксплуатируемой части. Кроме ширины проезжей части, цифрой в скобках обозначается ширина дороги вместе с канавами (в метрах), а буквой – материал покрытия дороги (А – асфальт; Ц – цементобетон; Б – булыжник; БР – брусчатка; К – камень колотый; КЛ – клинкер; Г – гравий; Щ – щебень; ШЛ – шлак). Граница перехода от одного вида покрытия шоссейной дороги к другому показывается на условном знаке поперечной чертой, по обе стороны которой ставятся буквы, обозначающие материал покрытия.

Линии связи, идущие вдоль автомагистралей и шоссе в пределах полосы отчуждения, на картах не отображаются. В тех случаях, когда линия связи подходит к шоссе со стороны и затем следует вдоль него, показывается только небольшой участок линии (1–2 см) для обозначения ее направления. Автострады и шоссе в целях лучшей их читаемости обозначаются на картах оранжевым цветом.

Железные дороги по количеству и ширине путей подразделяются на трехпутные, двухпутные, однопутные и узкоколейные, а по их состоянию – на действующие, строящиеся и разобранные. Кроме того, выделяются электрифицированные, подвесные дороги и трамвайные линии.

Количество путей обозначается поперечными черточками.

На картах крупного масштаба показываются также станции, разъезды, платформы, поворотные круги, депо, казармы, будки, мосты; железнодорожные километровые столбы и линии связи на картах не изображаются. Имеющиеся в условном знаке железнодорожной станции черные прямоугольники показываются на той стороне дороги, где располагается главное станционное здание. Название станции подписывается рядом с условным знаком. Если это название совпадает с названием близлежащего населенного пункта, оно может не подписываться. В этом случае название населенного пункта подчеркивается чертой, а рядом с условным знаком станции пишется "ст".

На картах масштаба 1:200 000 и мельче дорожная сеть изображается с меньшими подробностями, а условные знаки отличаются в основном только размерами.