Условия становления самореализующейся личности

Процесс становления личности проходит через включенность в различные организованные ею же самой виды деятельности. Для оптимального протекания каждой из них характерны свой сенситивный период, свои особенные средства, условия, критерии оценки и т.д., имеющие как общую, так и половозрастную специфику. ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности самоактуализации является не только выявление человеком субъективных представлений о собственном предназначении, призвании, ориентированных на мотив "хочу", но и определение своих возможностей на уровне "могу", смещения мотива на цель (личностный смысл), сопряженного с преодолением трудностей, преград, возможных неудач и актуализирующего не только мотивы "хочу", "могу", но и "надо". В структуре самореализующейся личности указанные стратегии предстают не столько в восходящем продвижении по пирамиде потребностей А. Маслоу (физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, уважении и самореализации), сколько в полимотивационном спектре их проявлений. Говоря о пошаговом пирамидальном восхождении, следует отметить, что далеко не каждому человеку удастся развить себя, дойти до самой верхней ступени, некоторые останавливаются на первой или на второй ступени потребностей в зависимости от своих качеств личности. Что же касается особенностей самореализованной личности, представленной в концепции Маслоу, то она отражает не только структурную основу, но полимотивационные ориентации, способствующие достижению уровня личностной самореализации (подробнее об этом см. § 7.1). В этом контексте мы и рассмотрим выделенные А. Маслоу полимотивационные ориентации самореализующейся личности:

нахождение своего дела, призвания (такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей или миссией; обычно они соотносят свою деятельность с общечеловеческими ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а нс текущего момента, поэтому все они в какой-то мере философы);

развитие креативности, не зависящей от того, чем человек занимается, и проявляющейся во всех его действиях; формирование интереса к неизведанному;

осознание достоинства, доверия к своему "Я", инициатива, а не конформность;

критичное отношение к своей культуре, выбор из нее хорошего и отвержение плохого;

ощущение себя представителем человечества в целом;

• демократичность в отношениях с окружающими, принятие себя и других такими, каковы они есть; отсутствие искусственных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других;

простота, естественность проявлений, честность перед самим собой и другими, способность принять ответственность за свои действия; восприятие действительности, свободное от влияния сиюминутных потребностей, стереотипов и предрассудков;

устойчивые внутренние моральные нормы (самореализующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; ориентированы на цели, всегда подчиняют средства этим целям);

• "философское" чувство юмора (самореализующиеся люди относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешными чью-либо ущербность или невзгоды);

самосовершенствование, постоянное изменение, улучшение себя;

стремление к истине, красоте, добру – в эти ценности превращаются ценности жизнедеятельности у самоактуализирующихся людей. Подавление же этих ценностей порождает неудовлетворенность собой, чувство нереализованных возможностей, неосуществленности, болезни духа и тела. Путь к самоосуществлению один – постоянное самосовершенствование, возможность которого заложена в человеке природой.

Таким образом, самореализующийся человек прежде всего занимается делом, которое настолько ценно для него, что становится любимым призванием. Ценности дела становятся самыми высокими ценностями. Для него труд, дело – радость. Такими же высокими ценностями являются и отношения с близкими, друзьями, партнерами, которые в своей высокой духовности и нравственности сливаются с общим фоном альтруистической любви к людям. Развитие отмеченных выше личностных качеств стимулирует процесс самоактуализации, заставляет сосредоточиться и проанализировать свои возможности и подготовиться к вступлению в реальную жизнь, к самоосуществлению. Не менее важной представляется и способность составлять жизненную программу на основе умения делать осознанный, ответственный выбор.

То, каким образом смысл жизни связан с профессиональным самоопределением и самореализацией человека в труде, в избранной профессии, исследовал австрийский психотерапевт Виктор Франкл. В своей знаменитой работе "Человек в поисках смысла" (1979) он обобщает возможные пути, благодаря которым человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем в жизни (в смысле нашей творческой и созидательной работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира, от своего окружения (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством позиции, занимаемой нами по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. В этой триаде приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом труд рассматривается не просто как занятие, а как вклад человека в жизнь общества. Смысл труда заключается в том, что человек делает сверх своих регламентированных служебных обязанностей; что он привносит в свою работу как личность и индивидуальность. И если существуют случаи, когда выбранная профессия не приносит человеку удовлетворения, когда он не может в ней реализоваться, то виноват сам человек, а не работа, утверждает ученый. Работа сама по себе не делает человека нужным и незаменимым, она лишь предоставляет ему возможность стать таковым. Ведь важна не сама работа, выполняемая человеком, а то, как он ее делает. И не от нашей профессии, а от нас самих зависит, найдут ли свое выражение в работе те личностные, неповторимые черты, которые составляют нашу индивидуальность и, таким образом, наполняют смыслом нашу жизнь[1].

Стало быть, смысл жизни личности связан с ее профессией не тем, что она из себя представляет, а тем, как человек самореализуется в профессии, как проявляет в ней свои, присущие только ему качества; как относится к своей профессиональной деятельности, а отношение к чему- либо – это категория нравственная. В основе становления человека как личности во все времена была нравственность, ибо "без нравственности не действуют социальные, экономические, исторические и другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества"[2].