Условия, при которых можно успешно адаптироваться без помощи психики

В поисках ответа на вопрос о необходимости психики большую помощь психологии оказали биологи, указавшие на связь сложности поведения и степени развития психики.

Оказалось, что у животных с развитой двигательной активностью, в том числе с разнообразными приемами обработки пищи, более развиты нервная система и психика. Значит, если мы хотим понять, почему психика сохраняется и развивается в эволюции, то должны ответить на вопрос, какие задачи решает психика в поведении живых существ, выявив те задачи, которые не решаются или решаются неэффективно без участия психики. Начнем с того, что выделим ситуации в жизни живого существа, в которых психика не нужна, где можно обойтись без психической регуляции.

Первой такой ситуацией является жизнь живых существ, не имеющих поведения. Психика не нужна там, где нет поведения. У живых существ, не использующих поведение как способ выживания, нет задач, которые требовали бы психического отражения и психической регуляции.

Второй ситуацией, где можно обойтись без психической регуляции, является ситуация нецеленаправленного перемещения в гомогенных пространственных условиях, когда передвижение в пространстве не должно учитывать координаты и свойства других объектов. В этих условиях поведение живых существ регулируется самой средой по факту встречи с объектом.

Третья ситуация, в которой поведение может успешно осуществляться без психической регуляции, – это поведение в стандартных условиях, не меняющихся или меняющихся по строго определенным правилам. В таких условиях, где вероятность события всегда (или почти всегда) равна единице, организм может иметь врожденный стандартный ответ на определенный раздражитель или стандартно учитывать условия среды.

Например, раздражение губ детеныша млекопитающего всегда вызывает сосательный рефлекс, а затемнение головы ягненка вызывает у него поисковые движения головой. В этих ситуациях вполне успешной оказывается регуляция нейрофизиологического уровня.

На этом же уровне происходит регуляция поведения при выборе направления движения или определения места направленности для ответной реакции. Инфузория-туфелька при добавлении в воду аквариума вредных веществ поднимается на поверхность воды, где светлее. Но если аквариум закрыть сверху, а на дно аквариума направить свет, то инфузории соберутся на дне аквариума. Такая реакция есть результат эволюционного отбора, где в условиях естественного водоема свет всегда шел от поверхности воды, когда-то в прошлом самого чистого места водоема. Аналогичные реакции можно выделить у ряда насекомых, учитывающих параллельность солнечных лучей при передвижениях в пространстве. Если какие-то параметры среды меняются строго закономерно (например, длина светового дня в течение года), то на это изменение можно отвечать врожденной реакцией (отлет на зимовку при определенной длине светового дня). Во всех этих ситуациях мы наблюдаем как бы механическую причинность в поведении, при которой успех ответных реакций обеспечивается функционированием необходимых морфологических структур.

Задачи поведения, плохо решаемые без психики

Сказанное означает, что ответное поведение может регулироваться самой средой или управляться на уровне нейрофизиологических регуляций без участия психики. Но в жизни многих видов живых существ есть задачи, которые трудно и неэффективно решать без участия психики.

Первой из них является задача определения биологической значимости объектов окружающей среды (биологического смысла). Мы видели, что непредметные раздражители могут соответствовать определенным входам (рецепторам) организма и вызывать нужную ответную реакцию. Целостный объект, предмет с множеством свойств, не может иметь такого входа и автоматически вызывать нужный ответ. Например, питание дискретной пищей (живые организмы, их трупы, твердые выделения) имеет несколько особенностей, создающих трудности для поведения:

1) между организмом и объектом не бывает постоянного прямого контакта;

2) объект не может быть поглощен организмом без его собственной направленной активности;

3) свойство объекта быть пищей скрыто за множеством внешних качеств (цвет, размер, форма, запах, вкус и пр.);

4) объекты меняются по ряду качеств во времени и часто меняют свое положение в пространстве, в том числе уходят от преследования.

Из этого следует, что записать в гены организма биологическое значение (смысл) объекта нельзя. Есть множество объектов, сходных по одному-двум внешним признакам (размер, цвет, форма и т.д.), но реагировать надо не на эти признаки сами по себе, а на объект как пищу или врага. И новорожденное существо часто должно само определить для себя значимость (смысл) каждого объекта из своего окружения.

Исследователи поведения животных ввели понятие "импринтинг" ("запечатление") для описания и объяснения выбора новорожденным детенышем матери и других значимых объектов (например, пищи). Новорожденные многих видов должны следовать за своей матерью через короткое время после рождения (от минут до часов). Как детеныши выбирают мать? Записать образ матери в генотипе невозможно, и не только потому, что у матери насчитывается множество качеств. Дело в том, что характеристики матери непредсказуемы – рост и вес зависят не только от генотипа, но и от многих внешних условий, в особенности от состава и объема пищи; естественный цвет может быть испорчен красителями, которые попадут на мать; рога матери могут сломаться, хвост может быть откушен хищником и т.д. Поэтому природа наделила детенышей этих видов способностью запоминать иногда с первого раза неповторимость облика матери (цвет, рисунок, форму, размер, запах, голос и т.д.). Причем некоторые особенности матери детеныш узнает еще до рождения (например, голос).

К. Лоренц описал импринтинг у гусей, которые после рождения должны следовать за своей матерью. В качестве матери ими выбирается любой впервые для них движущийся мимо них предмет размером от футбольного мяча до человека. Здесь учитывается только один признак матери – движение, но есть более сложные случаи.

Например, мать зебры несколько световых дней нс позволяет своему жеребенку видеть других взрослых зебр, закрывая его своим телом от других, чтобы жеребенок точно запомнил рисунок на ее теле.

Вначале детеныш выделяет мать или пищу по одному признаку, а потом запоминает другие отличительные признаки объектов, формируя целостный образ матери, пищи или источника опасности. Например, новорожденные щенки запоминают мать, прежде всего, по запаху. Если собаку до родов вымазать настоем мяты, а после родов отмыть ее, то слепые щенята поползут не к матери, а к комку ваты с запахом мяты.

Несколько десятилетий назад в Австралии произошел замечательный случай, убедительно подтвердивший взгляды ученых. Массовый отел коров пришелся на период засухи, когда ожидаемая фермерами трава для телят не выросла. Фермеры закупили старые газеты, очистили их от краски, измельчили, смешали с различными пищевыми добавками и стали этой смесью кормить телят. Поскольку бумага содержит клетчатку, то телята ели эту смесь. Но когда пошли дожди и появилась трава, то выпущенные на луг телята не обращали внимания на траву, а искали в кустарнике старые газеты и ели их. Произошло запечатление бумаги как основной пищи телят и потребовалось переучивание их на траву.

Устанавливать значение различных объектов для себя, т.е. их отношение к различным потребностям живого существа, без участия психики неэффективно, так как велик риск гибели при установлении биологического смысла (значение для себя) методом проб и ошибок. Например, детеныш должен следовать за своей матерью, чтобы не потеряться и не погибнуть, но для этого надо безошибочно узнавать мать но голосу, внешнему виду, запаху и другим признакам, создающим целостный образ матери. Устанавливать биологический смысл объектов на основе создаваемого образа есть первая задача психики.

Вторая, не менее важная, задача психики – находить в короткий срок адекватный способ поведения в сложившихся условиях. Многие виды живых существ имеют генетически заданные способы поведения в повторяющихся условиях. Но очень часто живые существа оказываются в таких условиях, в которых заданные или найденные в прошлом способы поведения не приводят к успеху. Здесь действующий субъект должен найти свое решение поведенческой задачи.

Опыты В. Кёлера с обезьянами подтвердили способность животных находить новые способы поведения в необычных условиях. В других исследованиях голодная крыса оказывается способной использовать небольшую лестницу, чтобы достать кусочек сала, расположенный на верхней полке, до которой лестница нс достает (рис. 3.1). Крыса влезает по лестнице на нижнюю полку, подтягивает лестницу на нее и перебрасывает на следующую полку противоположной стенки ящика и потом до верхней полки.

Рис. 3.1. Опыт с крысой

Обратите внимание, в описанных выше условиях нельзя обойтись просто перебором имеющихся у животного способов, здесь надо создавать новый способ поведения, часто с использованием вспомогательных средств (предметов), а иногда и с созданием таких средств. Решить эту задачу без психики нельзя, потому что в создание нового способа поведения включаются не только природные, генетически заданные средства (конечности, когти, зубы и пр.), но и внешние предметы с такими характеристиками, которые пригодны для найденного способа поведения. Выявить эти характеристики объектов без психики невозможно.

Третья задача поведения, которая плохо решается без участия психического отражения, – выяснение значения объектов как ориентиров. Каждый объект является либо носителем биологического смысла, либо ориентиром для поиска нужного объекта или направления передвижения, либо вспомогательным средством поведения, либо фоном для поведения.

Действующему живому существу мало знать о наличии в поле действия нужного объекта, мало знать способ поведения, ему надо уметь достичь цели в данной конкретной ситуации. Успех исполнительной активности зависит от верного учета пространственного расположения объектов и их свойств, которые могут быть ориентирами в поиске значимого предмета и пространственном перемещении к нему. Наряду с образами отдельных объектов формируются образ ситуации или пространственного поля действия, картина пространственного расположения предметов и их связей друг с другом. В этой картине высокое дерево, красный цвет крыши, дома, форма скалы и прочее могут служить временными ориентирами для живых существ, ищущих корм, воду или свое жилье.

II. Тинберген изящно показал процесс формирования таких ориентиров у осы. Один из видов ос откладывает яйца в норе, которую оса выкапывает самостоятельно. Н. Тинберген заметил, что при вылете из норы за добычей оса делает несколько кругов в полете над местом, где расположена пора. Тогда Н. Тинберген перед вылетом осы выложил круг из еловых шишек вокруг норы, а когда оса улетела, то сдвинул этот круг из шишек на метр в сторону. Прилетевшая назад оса села не около норы, а в центр нового круга и безуспешно искала там нору.

Подобные примеры показывают, что психическая регуляция, наряду с выяснением биологического смысла объектов, с поиском нужного способа поведения в новой необычной ситуации, включает is себя и выяснение значения различных объектов как ориентиров поведения и средств управления поведением.

Адаптационная и эволюционная роль психики

Основываясь на работах А. Н. Северцова, А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина, можно сказать, что необходимость удержания психики в эволюции заключается в обеспечении ориентировки поведения и его регуляции в условиях быстро и нерегулярно меняющейся предметно оформленной среды. Под ориентировкой понимается выяснение живым существом биологического смысла объектов и их значений как ориентиров. Регуляция или управление поведением предполагают способность субъекта к поиску адекватного способа поведения и управления им при его осуществлении.

Биологическая роль психики заключается в том, что поведение и психическая регуляция жизни живого существа позволяют повысить скорость адаптации и расширить ареал обитания. Это достигается тем, что наличие поведения позволяет не менять себя под среду, а просто изменить свое положение в среде. Мы видим в эволюции стремление к разнообразию видов и снижению плодовитости вида в связи с усложнением строения отдельных особей вида. И если при высокой плодовитости особей гибель отдельной особи как бы планировалась и не представляла опасности для вида, то при малой плодовитости ценность отдельной особи резко повышается и нужны новые способы ее адаптации. Переход к поведению и есть такой способ.

Еще одним достоинством психики стала возможность сохранять через память прижизненный опыт особи и, тем самым, помогать живому существу быстрее адаптироваться к новым условиям жизни, а также передавать свой опыт потомству не через генотип, а через обучение поведению.

Но появление в эволюции психики в связи с обслуживанием поведения сказалось и на самой эволюции. Психика могла появиться случайно, но удержалась она в живом мире не случайно, и стала не просто средством регуляции поведения живых существ, а фактором отбора в эволюции. Ее наличие стало тормозом развития морфологических способов адаптации и требовало развития адекватных уровню психики исполнительных органов. Отбор новых видов пошел по фактору бо́льших возможностей психической регуляции поведения.

Развитие психики позволяет не только гибко изменять свое поведение с учетом изменений среды, но и перейти от приспособительного адаптивного поведения к созидательной деятельности, создавая необходимые условия существования. Тем самым это развитие позволяет остановить морфологическую эволюцию вида, обладающего высоким уровнем психики. Это и произошло с человеком, сумевшим наладить производство условий своей жизни. Но эта относительная независимость человека от природных условий породила такие последствия для всего живого на Земле (отходы производства), что речь уже идет об исчезновении не только многих видов живых существ, но и самого человека. Психика из служанки поведения превратилась в хозяина жизни на Земле.