Условия присоединения России к ВТО: обязательства в сфере сельскохозяйственного производства и торговли

Российская Федерация на протяжении 18 лет, начиная с 1993 г., вела переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО). Эти переговоры с согласия сторон проходили в закрытом режиме, а информация об их промежуточных результатах подавалась в средствах массовой информации строго дозированно. По этой причине не только общественность, бизнес, но и научные круги были лишены возможности участвовать в предметной дискуссии, аналитико-исследовательской и экспертной деятельности. Пакет документов по присоединению России к ВТО (на английском языке) был опубликован только 18 декабря 2011 г.[1], после его одобрения в ходе 8-й Министерской конференции стран – участниц этой международной организации. Данный пакет включал в себя доклад Рабочей группы[2] (Report of the Working Party), содержащий описание российского торгового режима и системные обязательства, подтверждающие соответствие этого режима нормам ВТО; перечень тарифных уступок; перечень специфических обязательств по услугам.

Указанные документы входили в качестве приложений в Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. В соответствии с правилами ВТО протокол подлежал ратификации законодательным органом страны в течение 220 дней с момента его одобрения Министерской конференцией.

В течение времени, отпущенного России для осуществления процедур но ратификации протокола по присоединению к ВТО, вносить какие-либо коррективы в согласованный пакет документов было уже нельзя. Можно было либо его целиком принять, либо таким же образом отвергнуть.

10 июля 2012 г. Государственная Дума Российской Федерации одобрила протокол о присоединении России к ВТО ("за" проголосовали 238 депутатов, или 53,2% от числа парламентариев нижней палаты Федерального Собрания Российской Федерации, принявших участие в голосовании; "против" – 208, или 46,5%; воздержался – 1, или 0,2%). 18 июля 2012 г. протокол ратифицировал Совет Федерации Российской Федерации. 21 июля 2012 г. Президент России В. В. Путин подписал Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года".

Согласно процедурам ВТО 22 августа 2012 г., спустя 30 дней после ратификации указанного протокола, Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации.

Обязательства по доступу к отечественному рынку сельскохозяйственной продукции и продовольствия зафиксированы в Перечне тарифных уступок Российской Федерации (Ч. I – Тариф РНБ (Режим наибольшего благоприятствования). Секция I – Сельскохозяйственные товары. Секция I-А Тарифы). Обязательства касаются прежде всего таможенных пошлин на импортируемую продукцию. Перечень включает почти 2,5 тыс. наименований конкретных видов товаров, поставляемых в страну на определенных условиях. К числу таких условий относится и режим тарифного квотирования.

ВТО выступает против количественного ограничения импорта посредством введения страной предельных квот. В то же время данная международная организация допускает временное использование государствами режима тарифного квотирования, в рамках которого разрешены сверхквотные поставки, но используются повышенные ставки таможенных пошлин. Такой режим был введен Российской Федерацией в 2003 г. в отношении поставок в страну говядины, свинины и мяса птицы.

До вступления Российской Федерации в ВТО тарифное квотирование активно применялось федеральным правительством прежде всего для защиты отечественного мясного птицеводства (рис. 10.2[3]).

Рис. 10.2. Динамика объемов тарифных квот в периоды до и после вступления России в ВТО

В 2012 г. в сравнении с "пиковым" уровнем 2008 г. объемы импортных квот по мясу птицы были снижены государством более чем в 3 раза. Это благоприятно влияло на производственные результаты отрасли. В 2012 г. объемы отечественного производства мяса птицы (в убойной массе) выросли в сравнении с 2008 г. в 1,6 раза, в сравнении же с 2005 г. – почти в 2,6 раза!

Мясное птицеводство на сегодняшний день является единственной отраслью отечественного животноводства, которой по объемам производства удалось преодолеть дореформенный уровень 1990 г. Это произошло в 2007 г. На втором месте по темпам роста шло свиноводство (рис. 10.3[4]).

Рис. 10.3. Динамика физических объемов производства мяса в Российской Федерации (в целом и по отраслям мясного животноводства), в убойной массе

Принципиальным моментом является то, что с 1 января 2020 г. страна обязалась отменить тарифное квотирование в отношении свинины. С этой даты ставки ввозных таможенных пошлин на свинину не будут зависеть от ситуации поставок "в пределах" или "сверх квоты", а будет введен 25%-ный так называемый плоский тариф на весь объем поставок (табл. 10.1[5]).

Таблица 10.1

Объемы тарифных квот и уровни ставок ввозных таможенных пошлин в Российской Федерации

Наименование товара

Квота, тыс. г

Ввозные таможенные пошлины

2012 г.

2013 г.

Объем

поставок

2012 г.

с 2013 г.

Мясо

крупного

рогатого

скота

560

570

в пределах квоты

15%,

но не менее 0,2 евро за 1 кг

15%, но в случае отмены тарифных квот – плоский тариф 27,5%

сверх

квоты

50%,

но не менее 1 евро за 1кг

55%

Свинина

350

430

в пределах квоты

15%,

но не менее 0,25 евро за 1 кг

0%, но после отмены тарифных квот с 01.01.2020 – плоский тариф 25%

сверх

квоты

75%,

но не менее 1,5 евро за 1 кг

65%

Мясо

птицы

330

364

в пределах квоты

25%,

но не менее 0,2 евро за 1 кг

25%, но в случае отмены тарифных квот – плоский тариф 37,5%

сверх

квоты

80%,

но не менее 0,7 евро за 1 кг

80%

Еще до публикации результатов переговоров с ВТО было ясно, что таможенная поддержка внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия будет снижена в течение переходного периода (для России это 2013–2018 гг.). По оценке Минсельхоза России, после вступления страны в ВТО сокращение таможенно-тарифной защиты по сельскохозяйственным товарам составит всего 2,4 процентных пункта – с 13,2 до 10,8%. Однако для отечественных производителей свинины почему-то и по этой позиции были сделаны исключения, значительно усложняющие их положение. Даже для многих экспертов и аналитиков рынка полной неожиданностью стало то, что с 2013 г. ввозная таможенная пошлина на свежую, охлажденную и замороженную свинину в пределах тарифной квоты снижена с 15 до 0%, сверх уровня тарифной квоты – с 75 до 65%; па свиней живых домашних видов – с 40 до 5%.

Для производителей других видов мяса ввозные таможенные пошлины (или тарифы) существенно не снижаются, но ВТО, опираясь на свои базовые документы, подчеркивает желательность отмены количественных ограничений импорта (квот) и перевод их в плоскость связанных таможенных тарифов.

Обязательства по внутренней поддержке сельского хозяйства. Данный раздел обязательств представлен в Перечне тарифных уступок Российской Федерации (Ч. IV – Сельскохозяйственные товары: обязательства по ограничению субсидий. Секция I – Внутренняя поддержка: Общий объем обязательств по агрегированным мерам поддержки (АМП)). Указанные обязательства проиллюстрируем с помощью рис. 10.4[6]. В переходный период 2013–2018 гг. разрешенный объем текущей общей АМП ("желтой корзины") Российской Федерации снижается равномерно до отметки 4,4 млрд долл. США в 2018 г. В дальнейшем этот уровень государственной поддержки будет рассматриваться в качестве предельно допустимого в рамках мер "желтой корзины".

Рис. 10.4. Начальный, промежуточные и финальный уровни связывания агрегированной меры поддержки сельского хозяйства Российской Федерации

Характерно, что Российская Федерация взяла на себя "повышенные" обязательства и по структуре АМП. В докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации отмечается следующее: "Представитель Российской Федерации подтвердил, что Российская Федерация в дополнение к обязательствам, содержащимся в части IV раздела I перечня ее уступок и обязательств, обеспечит, чтобы с даты своего присоединения к ВТО до декабря 2017 г. в любой год сумма всех продуктово-специфических показателей поддержки не превышала 30% непродуктово-специфического показателя поддержки, где термины “продуктово-специфический показатель поддержки”, “непродуктово-специфический показатель поддержки”, “базовый сельскохозяйственный продукт” и “год” имеют то же значение, как в Соглашении ВТО но сельскому хозяйству. Рабочая группа приняла к сведению данное обязательство" (п. 1187)[1].

Таким образом, до 31 декабря 2017 г. Россия приняла на себя ограничение, которое с помощью простейшей математической записи можно представить в следующем виде:

где АМПнс – компонент текущей общей АМН, определенный па основе продуктового субсидирования ("продуктово-специфический показатель поддержки"); АМПнпс – компонент текущей общей АМП, определенный на основе субсидирования, не имеющего продуктовой "привязки" ("непродуктово-специфический показатель поддержки").

"Такая мера принята в интересах некоторых членов ВТО для исключения существенного увеличения продуктово-специфической поддержки в первые годы членства России в ВТО", – отмечается в одном из аналитических документов Таможенного союза[8].

Вопрос о неизбежности принятия подобного дополнительного (и весьма спорного) обязательства, зафиксированного документально, остается на сегодняшний день открытым. Как и вопрос о целесообразности многих уступок в пользу интересов товаропроизводителей стран ВТО за счет интересов реальных товаропроизводителей и отраслей отечественного АПК (например, уже упомянутых отраслей свиноводства и переработки его продукции).

В Перечне тарифных уступок Российской Федерации (Часть IV – Сельскохозяйственные товары: обязательства по ограничению субсидий. Раздел II) зафиксированы обязательства страны по отказу от субсидирования экспорта данных видов продукции. С одной стороны, в этом нет ничего неожиданного – Россия и до вступления в ВТО не субсидировала экспорт своей сельскохозяйственной продукции и продовольствия. С другой стороны, пока ВТО в рамках Дохийского раунда переговоров не достигла еще консенсуса о сроках повсеместного прекращения практики экспортного субсидирования, российским переговорщикам не стоило бы соглашаться на предложенный стране "нулевой вариант" уже с первого года се членства в ВТО.

По нашему мнению, несмотря на весьма продолжительный период переговоров российской делегации с Рабочей группой ВТО, особых уступок и компромиссов в сфере сельского хозяйства со стороны последней, судя по документам, не последовало. При этом важно осознавать то, что до присоединения России к ВТО аграрная политика страны была исключительно внутренним делом, с присоединением же к ВТО ситуация существенным образом изменилась.

Генеральный секретарь ВТО П. Лами, выступая в Москве на Гайдаровском экономическом форуме в январе 2013 г., сказал: "Присоединившись к ВТО, Россия подписалась под определенной стратегией развития. Вы выбрали модель, которая существует по определенным правилам. Пока страна не вступила в ВТО, она может вести себя как угодно, но если она вступила в ВТО, она должна считаться с остальными"[9].