Условия предъявления иска

Важное значение имеет правило, в соответствии с которым в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок к нему может быть предъявлен иск.

Иски в связи с нарушением обязательств по перевозкам грузов. Законом установлен срок исковой давности, несоблюдение которого лишает грузоотправителя или грузополучателя права на рассмотрение иска. Как уже отмечалось, этот срок устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК). В частности, УЖТ таким моментом определен день наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии (ч. 2 ст. 125). В соответствии с ВК – это следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа – через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (п. 2 ст. 128).

В соответствии с КВВТ течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (п. 2 ст. 164).

КТМ установил начало исчисления срока исковой давности в зависимости от характера причиненного перевозчиком ущерба. Согласно п. 2 ст. 408 КТМ этот срок исчисляется по требованиям:

– возмещения ущерба за утрату груза – по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан; при перевозке в смешанном сообщении – по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;

– возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей – со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, – со дня, в который он должен быть выдан;

– возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна и досрочную погрузку или выгрузку груза – со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

– ко всем остальным случаям – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

В соответствии с УАТГНЭТ начало срока исковой давности исчисляется в зависимости от характера причиненного перевозчиком ущерба. В ст. 42 УАТГНЭТ закреплено положение, согласно которому указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в том числе в отношении:

– возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) груза, – со дня его выдачи;

– возмещения ущерба, причиненного утратой груза, – со дня признания груза утраченным;

– просрочки доставки груза – со дня его выдачи.

Иски в связи с нарушением обязательств по перевозкам пассажиров предъявляются перевозчикам в сроки, установленные транспортными законами. Эти сроки имеют различия. Так, срок исковой давности по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа внутренним водным транспортом, составляет три года (п. 3 ст. 164 КВВТ). Течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

КТМ регулирует лишь срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, – это двухгодичный срок (п. 1 ст. 409). Он исчисляется следующим образом:

– в случае повреждения здоровья пассажира – со дня высадки пассажира на берег;

– в случае смерти пассажира, происшедшей во время его перевозки, – с того дня, когда пассажир должен был высадиться на берег;

– в случае повреждения здоровья во время перевозки, вызвавшего смерть пассажира после его высадки на берег, – со дня его смерти при условии, что данный срок не превышает три года со дня высадки пассажира на берег;

– в случае утраты или повреждения багажа пассажира – со дня выгрузки багажа или со дня, когда багаж должен быть выгружен, в зависимости от того, какая из дат является более поздней.

УАТГНЭТ устанавливает годичный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок пассажиров и договоров фрахтования транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа по заказу (ст. 42). Порядок его исчисления такой же, как и при перевозках грузов.

Годичный срок исковой давности установлен также при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом (ст. 125 УЖТ). Он исчисляется со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий.

На практике нередко возникают вопросы о порядке действий арбитражных судов в неясных ситуациях, касающихся наличия оснований для искового производства по результатам претензионного порядка разрешения споров. По некоторым из этих вопросов были даны разъяснения Пленумом ВАС РФ в постановлении от 06.10.2005 № 30.

Так, иногда перевозчики отказываются рассматривать претензии по существу, обосновывая отказ тем, что заявители нарушили установленный претензионный порядок. Сами же заявители оспаривают правомерность такого утверждения. В соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ в подобных случаях арбитражный суд должен принимать исковое заявление и возникшие разногласия разрешать в судебном заседании. Если будет признано, что претензионный порядок соблюден, то исковое заявление должно рассматриваться по существу (п. 41).

Возможна ситуация, когда перевозчик возвратил без рассмотрения заявленную с нарушением установленного порядка претензию, а заявитель в пределах срока исковой давности вторично предъявил претензию в установленном порядке, но по истечении установленного законом срока предъявления. В постановлении Пленума ВАС РФ разъяснено, что указанное обстоятельство не является препятствием к принятию искового заявления арбитражным судом и рассмотрения спора по существу (п. 46).

Достаточно распространенными нарушениями при предъявлении иска являются предъявление его до истечения 30-дневного срока, предоставленного перевозчику для рассмотрения претензии и принятия решения, а также несоблюдение установленного претензионного порядка. По поводу таких нарушений в указанном постановлении Пленума ВАС РФ дано следующее разъяснение: "При предъявлении иска до истечения тридцатидневного срока, установленного статьей 124 Устава (имеется в виду УЖТ. – В. Г.), когда перевозчик до этого срока не дал ответа на претензию либо истец допустил нарушение порядка предъявления претензии, исковое заявление в соответствии со статьей 129 АПК РФ подлежит возвращению; при установлении этих нарушений при рассмотрении искового заявления арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения согласно статье 148 АПК РФ" (п. 45).

К исковому заявлению должны быть приложены необходимые документы, в том числе претензионные. Однако нередко перевозчик не возвращает их заявителю с ответом на претензию либо не отвечает на нее. В указанном постановлении Пленума ВАС РФ разъяснено, что если в исковом заявлении истец ссылается на невозможность приложения к иску этих документов, так как перевозчик не возвратил их с ответом об отклонении претензии либо не ответил на претензию, арбитражный суд при подготовке дела к рассмотрению обязывает перевозчика представить документы, которые должны быть приложены к претензии (п. 43).

Предъявление иска перевозчиком

Что касается исков перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в связи с перевозками, то они могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение срока исковой давности. Так, в соответствии со ст. 126 УЖТ иск может быть подан перевозчиком в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для его предъявления. Указанный срок исчисляется: в отношении взыскания штрафа за невыполнение заявки – по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа, в иных случаях – со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления иска.