Условия обеспечения правовой информатизации

Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети стационарных и тиражируемых банков нормативных актов всех видов и иной правовой информации, образует РАСИПО правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания. Эта многоуровневая система представляет собой общую сеть телекоммуникаций высших органов государственной власти и управления, объединяющую локальные сети эталонных банков правовой информации и региональные сети, связанные с базовыми региональными центрами.

Органы государственной власти, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ формируют и актуализируют эталонные банки только собственных правовых актов, передают копии правовой информации и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы правовой информации.

Узел системы правовой информации — это субъект нрава, имеющий лицензию и распространяющий (обеспечивающий) доступ к сертифицированной правовой информации.

Эталонный банк правовой информации — совокупность соответствующих оригиналу электронных копий правовых актов.

Вся совокупность эталонных банков правовых актов всех уровней, а также совокупность международных правовых актов, затрагивающих интересы России, образует единый российский интегрированный территориально распределенный банк правовой информации.

Работу по организации интегральных банков нормативных актов, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей возлагается на центральный узел системы правовой информации, функции которого выполняет Научно-технический центр правовой информации "Система" (далее — НТЦ "Система"). Основной объем работ по обеспечению правовой информацией широкого круга потребителей выполняют региональные узлы системы правовой информации, которые организуют:

• получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков;

• процесс накопления, хранения и ведения правовой информации конкретного региона;

• осуществление по запросам пользователей поиска правовой информации;

• проведение работ по правовой информатизации региона;

• консультативную помощь потребителям региона по правовым вопросам.

Существенным моментом правовой информатизации является создание единой интегрированной эталонной системы правовой информации, используемой в общенациональном информационном пространстве. Единое информационное поле эталонной системы правовой информации обеспечивается не только ее транспарентностью (открытостью), объективностью (достоверностью) и постоянным обновлением, но и едиными правилами доступа к самой правовой информации эталонного содержания.

Информатизация правовой сферы обеспечивает упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.

Правовая информатизация осуществляется с помощью системы единых организационных, научно-методических, лингвистических, технологических и других условий.

Научно-методическое обеспечение состоит из результатов научных исследований и разработок по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании автоматизированных информационных систем в правовой сфере деятельности (например, кодификация и классификация, семантика и формализация нормативных предписаний, моделирование норм права на ЭВМ, стандартизация структуры и содержания нормативного акта, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, словарей и т.п.).

Организационное обеспечение РАСИПО составляют входные и выходные правовые информационные массивы, формируемые и хранимые в общесистемных и локальных базах данных. Общесистемные базы данных должны формироваться в виде интегрированного информационного поля на основе полнотекстовых баз данных. Локальные базы данных содержат информацию, необходимую для работы одного или группы пользователей. При разработке информационного обеспечения особое внимание уделяется решению вопросов придания юридической силы нормативным актам на машинных носителях.

Лингвистическое обеспечение включает в себя лингвистические средства (классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы, словари и т.п.), способы и формы отражения документов в банках данных, инструктивно-методические материалы, а также методы систематизации законодательства и стандартизацию терминологии с учетом возможности применения современных средств информатизации.

Технологическое обеспечение ведения эталонных банков правовой информации составляют высокопроизводительные универсальные ЭВМ с широким набором периферийного оборудования и средств телекоммуникации, а также программное обеспечение РАСИПО обеспечивает унифицированный выбор операционных систем, средств телекоммуникации и систем управления базами данных для всех используемых типов ЭВМ. При использовании нестандартных программных средств пользователь сам обеспечивает совместимость своей подсистемы с РАСИПО.

В литературе высказываются справедливые мнения о необходимости постоянной работы над совершенствованием правовой информатизации. В частности, необходимости упорядочить всю систему нормотворчества и принять федеральный закон "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", идея которого обсуждается уже более 30 лет. Принятие единого документа позволит формально установить систему нормативных актов, их иерархию и связь, а также требования к подготовке, изданию и представлению в электронной форме эталонных экземпляров источников правовой информации, а также приданию юридической силы электронной форме законов и иных нормативных правовых актов. Задача эта чрезвычайно важная, и ее замораживание чревато дальнейшей девальвацией методов правового регулирования всех общественных процессов (171, 409).

Кроме того, обоснованным является предложение о необходимости создания федерального центра правовой информации, закрепления в законе его правового статуса и наделении его полномочием проведения правового мониторинга — мониторинга законодательства и правоприменения (171, 410).