Лекция 8. Условия неопределенности и риска

Как отмечают американские исследователи исторического развития предпринимательских концепций, место риска в теории предпринимательства - тема, по которой Р. Хеберт и А. Линк - авторы как в прошлом, так и в настоящем - продемонстрировали мало склонности к согласию. Вместе с тем анализ риска и неопределенности в предпринимательстве стал обязательным элементом и инструментом исследования.

Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в XVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р. Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности.

Прибыли и потери предпринимателя есть следствия риска и неопределенности, сопровождающим его решения. Сама прибыль или доход зависят от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства или товаров, и той неопределенной ценой, по которой их или результирующий продукт можно будет продать.

Предприниматель постоянно улавливает движение цен соответственно возможности прибыли и тем самым служит субъектом процесса установления баланса между спросом и предложением на различных рынках.

Важно подчеркнуть, что предприниматель по Р. Кантильону - это любой индивид, обладающий предвидением и желанием взять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получить доход, и готовность к потерям.

В целом же, по признанию авторитетных экономистов, работа Р. Кантильона впервые вывела предпринимателя в центр рыночной системы, фактически стала началом научного подхода к предпринимательской тематике, заложив целый ряд фундаментальных основ для последующих теоретических исследований в этом направлении.

Развитие концепции риска - важнейшего элемента предпринимательской функции - прежде всего, связано с исследованиями природы дохода предпринимателя. Последователи Р. Кантильона в оценке риска как существенной характеристики придерживались в принципе схожих взглядов, а именно: предпринимательский доход или его часть в той или иной форме является платой за риск и качественно отличается от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы.

Представитель немецкой классической школы XIX в. Й. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода или "выигрыша", прямо связывал его появление с предпринимательским риском. При этом исходной предпосылкой, считал Тюнен, является то обстоятельство, что не существует такой страховой компании, которая застрахует от любого вида риска, связанного с бизнесом. Всегда часть риска должен брать на себя предприниматель.

Выявление дохода предпринимателя относительно теории риска впервые, хотя и в неявной форме, вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вмененных потерь или прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий (opportunity costs). По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потерь, ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего. Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуацией, выигрыш должен быть как минимум равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, т.е. с минимальным доходом.

В общий доход предпринимателя также составной частью входит, помимо вознаграждения за риск, и вознаграждение за предпринимательское искусство. В основе этого дохода - деятельность предпринимателя как новатора. И как новатор-изобретатель, предприниматель вознаграждается за эту функцию из суммы экономического эффекта от применяемого им данного усовершенствования или изобретения. Таким образом, соединив в лице предпринимателя исполнение функций несения риска и реализации нововведений, Тюнен преодолел известную односторонность взглядов основоположника теории предпринимательства Р. Кантильона (только несение риска).

Еще один представитель немецкой классической школы Г. фон Мангольдт опубликовал в 1855 г. работу "Действительное назначение предпринимателя и истинная природа предпринимательской прибыли". В центр своих теоретических исследований предпринимательства он поставил несение риска как важнейшую ролевую функцию предпринимателя, однако попытался более подробно рассмотреть ее в производственной плоскости. "То, что само по себе является неотделимым от понятия "предприниматель", заключается, с одной стороны, во владении... контролем за произведенной продукцией, а с другой - в принятии на себя ответственности за любого рода возможные убытки". Относительно теории риска Мангольдт разделил понятия "производства на заказ" и "производство на рынок". В производстве на заказ гарантирован доход, поскольку заранее ясен заказчик и определена цена, следовательно, риск минимален или вообще отсутствует. В подобных ситуациях фактически устраняется неопределенность, сопутствующая процессу между началом производства и продажей конечного продукта. В производстве на рынок такая неопределенность присутствует, так как продукт предназначен для продажи при неопределенном спросе и неизвестной цене.

Относя деятельность предпринимателя к "производству для рынка", Мангольдт первым ставит вопрос об оценке степени риска, который несет предприниматель. Для его оценки он вводит в свое исследование фактор времени. Чем больше отрезок времени, отделяющий начало производства товара, и его продажей, тем больше неопределенность успеха, больше риск возможных потерь для предпринимателя и соответственно больше ожидаемое вознаграждение. Предприниматель берет на себя всю тяжесть решений, связанных с преодолением возможных колебаний инвестиций и денежных поступлений во времени. Отсюда, по Мангольдту, и практическое разрешение экономической функции несения риска в ролевом назначении предпринимателя принимать решения в неопределенной окружающей среде. При этом предприниматель Г. фон Мангольдта остается в рамках приспособления к обстоятельствам, т.е. пассивной либо активной реакции на изменяющуюся не по его воли ситуацию. Но вместе с тем именно предприниматель Мангольдта впервые получает временный горизонт своей деятельности, что заложило основы для дальнейших разработок вопросов предпринимательского риска и соответствующего предпринимательского дохода.

Наиболее полное развитие фактор риска как важнейшая составляющая предпринимательской функции получила у американского экономиста Ф. Найта. Он связывал появление предпринимательского дохода не с любым видом риска. Более того, туманность и нечеткость предшествующих исследований риска в предпринимательской функции он считал следствием отсутствия четкого понимания существенных разных видов риска, не обязательно относимых к предпринимателю.

Риск, по Ф. Найту, представляет собой объективную вероятность того или иного события, и может быть выражен количественно, в частности, в виде математически вероятностного распределения доходов. Чем больше вероятность стандартного отклонения от ожидаемой величины при таком распределении, тем меньше риск, и наоборот.

В то же время существует неопределенность, означающая, что ожидаемый доход в принципе может быть получен, однако вероятность такого события нельзя измерить или просчитать. К таким ситуациям Ф. Найт относил, например невозможность предсказать поведение или направленность потребительского спроса.

Риск, измеренный вероятностным распределением, следует причислять к категории страхуемых заранее. Именно риск как таковой учитывается в первоначальных инвестиционных решениях и превращается, по словам Ф. Найта, в "постоянный элемент издержек" в виде страховки. В таком качестве риск не может служить фактором неопределенности для предпринимателя и, соответственно, служить причиной его прибыли или потерь.