Условия эффективного обучения: практические советы

Знания в нашем мозге сохраняются в виде ассоциаций, символов и образов, поэтому:

– будем учиться сохранять информацию, связывая ее ассоциациями. Не будем разборчивы в выборе ассоциаций, пусть они будут простыми, примитивными, даже бессмысленными, лишь бы крепко вонзались в память; это первый шаг на пути развития невостребованных способностей нашего мозга;

– ассоциируйте предмет с его изображением, цветом, запахом и т.п., используя при этом как можно больше "деревьев памяти" и свойств мозга; пойте формулы на мотивы популярных песен; танцуйте танец "модель ДНК", чтобы обучаемые увидели и поняли, как она закручена;

– будем использовать ассоциации ассоциаций – каталоги в подкаталогах; важно помнить только их сокращенные названия, остальное сможете получить, развертывая информацию.

Не противоречит ли ассоциативная теория мышления и памяти теории программированной работы мозга? Нет, они дополняют друг друга. Первая показывает, как мозг обучается знаниям, а вторая – как эти знания рассылаются на долгосрочное хранение и сохраняются в закромах разума. Сегодня ученые пытаются получить доступ к заветному пакету программ, с помощью которых управляется каждый из нас и все человечество в целом. Однако они не всегда понимают, что программы заблокированы, и ошибочно полагают, что доступ к этим программам открыт всем. Доступ к программам строго индивидуален и связан с уровнем развития сознания. Коллективный доступ к управлению этими программами невозможен. В общем информационном поле находится только текущая, рабочая информация, технологические программы, совершенно бесполезные для нас.

Пакет "программного обеспечения" вложен каждому из нас в нашу индивидуальную душу и надежно защищен от постороннего вмешательства. Даже сам человек, не достигнув определенного уровня развития, не может вмешаться в свое программное обеспечение. Для людей, имеющих диапазон сознания в 2-5%, программы их высшего "Я" недоступны. Доступ к ним блокирован, ибо по своему незнанию и непониманию общих процессов мироздания человек может нанести себе непоправимый вред. И не только себе, но и всему процессу, частицей которого он является. Только открыв свое сознание минимум на 45%, выйдя из-под контроля стереотипов и став, в конечном счете, личностью, человек получает доступ к управлению своими индивидуальными программами. Полный доступ к ним возможен только после открытия сознания на 100%.

Такая конструкция нашего сознания, если она окажется правильной, заставит педагогов искать не способы управления ассоциациями для запоминания новых знаний, а способы разблокирования программ, где эти знания уже сохраняются.

Нам пока трудно представить себе, что наш мозг не мыслит, а все, что мы узнаем, воспринимается из энергоинформационного поля с помощью настроенных на волны Космоса мозговых приемников. Слишком необычно все, и даже отдаленно не связано с нашими нынешними способами приобретения знаний.

Однако придется нам пока умерить пыл. Будем придерживаться испытанной точки зрения: наш интеллект обитает в нашем мозге. От нас зависит, как он развивается, на какой уровень интеллектуальной деятельности выходит каждый из нас. Подробнее о новых горизонтах обучения и воспитания рассказывается в книге "Энергоинформационная педагогика".

Интеллект

Интеллект – это прежде всего способность решать проблемы, создавать новые продукты, которых нет в прошлом опыте. Есть и другие определения интеллекта, но все они подразумевают способность человека генерировать новое, самостоятельно "додумываться" до решения, логически приходить к выводам. То, что сегодня рекламируется как "интеллект" на телевидении, например в программе "Самый умный", интеллектом не является. Человека, который что-то вычитал и хорошо запомнил, а потом в нужное время вспомнил прочитанное, надо называть не "самый умный", а "самый памятливый". Человек с хорошей памятью действительно может запомнить большие объемы информации, по при этом часто не способен решать простейшие задачи, требующие логических умственных действий. Хорошая память и интеллект – сочетание редкое. Именно это распределение памяти и ума делает нас непохожими друг на друга. У одного больше памяти, у другого – ума.

В основе современных представлений об интеллектуальной деятельности школьников лежит теория интеллекта, выдвинутая еще в 1983 г. профессором психологии Гарвардского университета Г. Гарднером, который убежден, что каждый человек обладает не одним интеллектом, а несколькими. Причем одни виды интеллекта присутствуют в большем количестве, другие проявляются в меньшей степени, поэтому каждый мозг имеет свою специфическую "карту" интеллекта. Знать специфическую карту интеллекта обучаемого – значит максимально приспособить обучение к его личным возможностям.

Лишь два вида (типа) интеллекта очень высоко ценятся в традиционной системе обучения. Первый из них Гарднер называет лингвистическим интеллектом, подразумевая под этим нашу способность читать, писать и общаться с помощью устного языка. Второй тип – логический или математический интеллект, т.е. наша способность логически размышлять и проводить вычисления.

Традиционно большинство так называемых тестов умственных способностей, как и большинство систем образования, сфокусированы на развитии и определении уровня развития именно этих двух типов интеллекта, что, по мнению Гарднера, очень обедняет и суживает наш потенциал в области образования и воспитания. И для нашей отечественной школы умение читать, писать, решать математические задачи были и остаются в числе главных компонентов продукта учения.

Мало востребованными или вовсе не востребованными остаются другие типы интеллекта, присутствующие в той или иной мере в мозге каждого человека. Кроме двух главных разновидностей интеллекта – лингвистического и математического – Гарднер выделяет еще шесть индивидуальных типов интеллекта. Чтобы нам было легче понять их сущность, автор данного учебника "надел" на каждый из них маску известного персонажа, у которого этот тип интеллекта проявляется в максимальной степени.

1. Типичный представитель языкового (лингвистического) интеллекта – А. Пушкин. Этот тип склонности рождается в левом полушарии мозга, в так называемом участке Брока. Языковой интеллект имеют все люди. Однако больше всего он развит у актеров, учителей, дикторов радио и телевидения, юристов.

2. Пример ума с логико-математическим интеллектом – А. Эйнштейн. Обладателю такого интеллекта присущи умения быстрого и правильного решения проблем. Люди с логически-математическим образом мышления способны выдвигать гипотезы, проверять их, устанавливать закономерности. Этот тип интеллекта имеет невербальную природу. В решение логико-математических проблем вовлечены участки мозга, расположенные в височной области. Математическое мышление имеет генетическую природу, каждый из нас обладает им в такой степени, чтобы поверхностно постичь математику. Однако не каждый сможет достичь совершенства в этой сфере.

3. В. А. Моцарт – представитель так называемого музыкального интеллекта. Чрезвычайные музыкальные способности мальчика проявились очень рано, в трехлетием возрасте, еще до того, как он взял в руки музыкальный инструмент. Это подтверждает урожденный характер данного типа интеллекта. Музыкальные таланты обитают в правом полушарии. Музыкальный интеллект очень ценный, и не только потому, что облегчает людям слушание и понимание мира. Исследования, проведенные в Швеции, подтвердили, что дети, которые посещали дополнительные уроки музыки, улучшили свои результаты в изучении языков и в чтении.

4. Пространственный интеллект нужен для художников, скульпторов, архитекторов, важен для инженеров, хирургов. Моряки архипелага островов Каролины плавают в море без навигационных приборов. Ориентирами для них служат звезды, цвет воды, характер волн. В голове они держат пространственную "карту" участка моря. Пространственная информация накапливается и анализируется в правом полушарии мозга. Благодаря ей мы способны находить дорогу домой, читать карты, представлять себе предметы в пространстве, с другой стороны или под иным углом.

5. Естественный интеллект – это умение сосуществовать с растениями и животными. Человеком с исключительными естественными способностями был Ч. Дарвин, хотя в его случае "естественные таланты" шагали в парах с логико-математическим и языковым интеллектом. Садовники, ветеринары, лесоводы, дрессировщики – это люди, профессиональные успехи которых зависят от уровня развития естественного интеллекта.

6. Кинестетический интеллект (телесный, двигательный) – это умение использовать свое тело, способность контролировать движения, манипулировать предметами и создавать равновесие между собственными умом и телом. Двигательный интеллект не относится только к спортивным достижениям. Высокий показатель двигательных склонностей должен иметь резчик, портной, хирург, пилот, массажист, актер. Участок, контролирующий движения тела, расположен в обоих полушариях мозга, причем каждая половина управляет противоположной частью тела: левая – правой, а правая – левой. Считается, что кинестетический интеллект универсальный и имеет генетическое происхождение.

7. Межличностный интеллект, который называют еще общественным, дает возможность человеку понимать других людей. Согласимся, что кто-то умеет это делать лучше, а у некоторых понимание других вообще отсутствует. Таким интеллектом обладают выдающиеся религиозные и политические деятели, педагоги, психологи, терапевты, продавцы. Данный тип интеллекта помогает сотрудничать, налаживать контакты, создавать предпосылки для лидерства и солидарности.

8. Внутриличностный интеллект называют еще личным. Это знание о себе, своих знаниях и эмоциях, возможностях, доступ к собственным чувствам, умение анализировать душевные порывы. Люди с таким интеллектом имеют правильное представление о себе. Личный интеллект, как и общественный, размещен в лобных частях мозга.

Выделен и так называемый эмоциональный интеллект. Чаще всего под ним понимают сочетание двух типов: межличностного и внутриличностного (общественного и личного). О преимуществах и недостатках этого типа интеллекта идет дискуссия с тех пор, как американский психолог Д. Гоулман опубликовал книгу "Эмоциональный интеллект" (1988), в которой доказано, что "эмоционально умные" люди достигают большего успеха в личной и профессиональной жизни, чем люди, одаренные высоким IQ. Д. Гоулман пишет: "В лучшем случае примерно 20% факторов, от которых зависит успех в жизни, определяет коэффициент интеллекта, а остальные 80% связаны совсем с другим – тем, что называется эмоциональным умом".

Термин "эмоциональный ум" стал модным. На эту тему написано много книг и руководств, проведено много курсов. Некоторые специалисты усматривают в эмоциональном интеллекте основные резервы повышения качества школьного образования.

Профессор Ю. Перт прославилась в начале 1970-х гг. своим исследованием "молекул эмоций" (опиатных рецепторов мозга). Она описала эти рецепторы как "чувствительные молекулы", которые и являются "молекулярной основой эмоций". Среда обитания этих молекул не ограничивается только областью мозга. Они "запускают каждый орган и систему нашего тела". Для педагогики это кардинальный вывод, из которого следует, что информация сохраняется во всех частях нашего тела. Каким бы способом ни попадала к нам новая информация – в виде изображения, звука, вкуса или запаха, – ее следы сохраняются не только в мозге, но и в других частях тела. В этом смысле наше тело – это "подсознательный ум". Ум и тело работают как единое целое, отбирая, сохраняя, изучая и восстанавливая в памяти информацию.

Сознание, интеллект, память – жильцы одной квартиры. Живут тесно, действуют сообща, за все отвечают вместе. Если мы и разводим их по разным каморкам, то это лишь в теории.

В свете энергоинформационной теории память – это возбужденное состояние отдельных групп нейронов, разблокированная в данный момент программа. Если это положение будет развито и мы сможем понять его механизм, то развитие памяти, если это кому-нибудь понадобится, придется выстраивать по-иному.

Память связывает нас с прошлым, позволяет ориентироваться в настоящем, заглядывать в будущее. Сегодня мы уверенно можем отвечать на многие вопросы, относящиеся к памяти.

1. Где находится наша память? В древности высказывалось предположение, что процессы запоминания осуществляются в печени. Затем люди пришли к выводу, что памятные сведения оседают в костях черепа. Древнегреческий философ Сократ полагал, что в голове существует некая восковая табличка, на которой записывается вся необходимая информация. Сегодня известно, что за кратковременную память отвечает кора головного мозга, а за долговременную – гиппокамп.

2. Постоянна ли наша память? Ученые приходят к выводу, что нейроны, число которых с возрастом уменьшается, способны ухудшить качество работы нашего мозга и нервной системы. Значит, ухудшение памяти предопределено? Не совсем так. С учетом многочисленных связей, которые существуют в головном мозге, потерю нейронов с возрастом можно сравнить с потерей некоторого количества волос после мытья головы. Важно то, как будут работать оставшиеся нейроны.

3. Когда появляется память? Еще в начале XIX в. считалось, что человек появляется на свет с мозгом, чистым, как лист бумаги. Современные исследования показывают, что намять эмбриона формируется уже через 20 недель после зачатия. Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Разница лишь в том, что она пока не развита.

4. У кого память лучше? Согласно последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей. На память оказывает влияние профессия: лучше других она сохраняется у артистов, благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текстов, ученых, у которых усиленно работают все отделы мозга, и пчеловодов, если они употребляют продукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти.

5. Имеет ли память генетические корни? Феномен "дежавю", когда мы помним нечто из "не нашей" прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: "это уже было", – связан с так называемой генетической памятью. Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету

6. Как сохранить память? Считается, что соблюдая диету, мы очищаем организм, улучшаем его возможности. Ученые выяснили, что однообразная, скудная пища не способствует быстрой работе памяти. Исследования показывают, что употребление алкоголя приводит к ухудшению памяти, особенно на лица. Американские ученые в опытах на мышах доказали, что чем быстрее животные забывают старую и ненужную информацию, тем лучше воспринимают новую. У людей-"жаворонков" продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 часов утра, а у "сов" – с 8 до 12 часов вечера.

Психологи выделяют три вида (типа) памяти. Каждое наблюдение, каждая информация, воспринятая с помощью ощущений – зрения, слуха, запаха или прикосновения – проникает в мозг, где сохраняется в виде чувственной памяти. Зрительные наблюдения, например, оседают в задней части коры мозга. Чувственная память может охватить неограниченное количество информации, но, к сожалению, она непродолжительна.

Факты, которые представляются для нас важными, нужными или интересными попадают в краткосрочную память, которую иногда называют "дырявым ведром", потому что информация находится здесь около минуты. В кратковременной памяти может содержаться только семь плюс-минус два сообщения одновременно. В связи с этим даже в высшей школе не следует давать сразу много информации для запоминания. Когда преподаватель английского языка предлагает сразу целую серию слов, студенты должны забыть первое, чтобы запомнить восьмое. Нужно преподносить знания порциями, чтобы дать возможность зарегистрировать их в памяти.

Долгосрочная память достаточно емкая, но если она перегружена информацией, которая, к тому же, плохо систематизирована, то мы всегда будем иметь проблемы с припоминанием фактов и событий. Педагоги знают о недостатках этого вида памяти, в частности студенты не всегда внимательно запоминают материал. Один из видов техники, которую надо шире использовать в университетах, заключается в том, чтобы информацию, которую надо хорошо запомнить, записать в различных частях мозга. Это метод "ключевых слов", который используется для поиска информации в компьютере. Слово "информация", например, может быть размещено в нашей памяти в различных программах и закодировано по многим признакам – виду, важности, частоте обращения и т.д.

Увы, с годами память ухудшается, но этот процесс можно замедлить. Специально для вас, уважаемые студенты, "секретные" советы.

1. Думайте о хорошем. Первый враг памяти – плохое настроение и депрессия. Именно тоска, апатия, "черные" мысли делают нас забывчивыми и рассеянными. Зато улыбка и позитивные эмоции, наоборот, заставляют память работать лучше. Так что почаще возвращайтесь к приятным воспоминаниям.

2. Слушайте музыку. Звуковые колебания вызывают альфа- и бета-мозговые волны, которые стимулируют интеллектуальную деятельность. Благодаря им мы быстрее обучаемся и лучите запоминаем. Из всех направлений музыки отдавайте предпочтение классике.

3. Играйте в шахматы. Эта древняя игра развивает творческое мышление. В течение всей игры вы сосредоточены на одной цели – победе, а значит, мозг ищет всевозможные пути к ней.

4. Ешьте морскую рыбу. Треть структуры мозга состоит из жирных ненасыщенных кислот. При их недостатке человек испытывает проблемы с памятью, воображением, вниманием. Для улучшения мыслительных процессов полезно есть жирные сорта рыб (скумбрия, сельдь, тунец), богатых полиненасыщенными жирными кислотами омега-3.

5. Будьте подвижными и активными. Чтобы не страдать забывчивостью, достаточно трижды в неделю полчаса посвящать упражнениям. Физическая активность усиливает кровообращение мозга, что улучшает память.

6. Варите картошку в мундире. Употребление пищи, богатой карбогидратами, например обыкновенного картофеля, укрепляет память. Под шкуркой у картофеля "скрываются" запасы жирорастворимого витамина К.

7. Вдыхайте ароматы растений. Эфирные масла розмарина и шалфея снимают напряжение, "делают" голову ясной и улучшают память. Запах лимона и мяты помогает взбодриться и вернуть остроту восприятия. Купите аромалампу и время от времени проводите за рабочим столом сеансы ароматерапии.

8. Ешьте овощи и фрукты. Антиоксиданты, содержащиеся в них, тоже укрепляют память и замедляют процесс старения мозга. Подкармливайте себя витаминными салатиками.

9. Пейте больше воды. Она жизненно необходима для сохранения здоровья и живости ума. Если организм обезвожен, клетки не могут нормально функционировать, что делает вас невнимательными и рассеянными. Так что выпивайте не менее 1,5 литра жидкости в день.

10. Жуйте листья гинкгобилоба. Листья этого дерева издавна применялись в китайской медицине. Экстракт из них оказывает стимулирующее и адаптогенное действие: улучшается работа мозга, состояние сосудов. Кроме того, добавка гинкгобилоба снимает стресс, так как содержит антиоксиданты, способные снижать уровень радикалов.

11. Ешьте чаще, но меньше. Не устраивайте слишком больших перерывов между приемами пищи, поскольку голодание может способствовать вялости, потере внимания и забывчивости. Лучше всего есть небольшими порциями пять-шесть раз в день: это ускорит обмен веществ и даст регулярную подпитку мозгу.

12. Следите за гемоглобином. Железо помогает переносить кислород к мозгу. Когда его уровень падает, ткани испытывают недостаток кислорода, что приводит к ослаблению памяти и усталости. Ешьте постное красное мясо, гречку, овсянку, яблоки – это пополнит организм железом. Один раз в год сдавайте общий анализ крови (норма гемоглобина – 110-136 г/л)!

13. Играйте в лото. Согласно многочисленным исследованиям игра в лото надолго сохраняет живость ума. Вы быстро вычеркиваете числа, а это – отличная тренировка для глаз и тест на быстроту реакции. Еще один плюс – прилив адреналина.

14. Принимай адаптогены. Например, золотой корень ускоряет психические процессы и улучшает память. Достаточно принимать его три раза в день в течение 10 дней. Похожим стимулирующим действием обладают женьшень, радиола розовая, аралия.

15. Введите в рацион сою. Медицинские испытания показали, что люди, сидящие на диете, богатой соевыми продуктами, имеют отменную память. Попробуйте ввести в свое меню соевое мясо, соевый творог и соевое молоко (два-три раза в неделю).

16. Не забывайте о витаминах. Они необходимы для успешной работы мозга и обмена веществ. Витамин С, например, нужен для создания нейромедиатора ацетилхолина, который позволяет сохранить память острой. Витамин Е и витамин А обеспечивают энергией клетки мозга и предотвращают болезнь Альцгеймера.

17. Ешьте продукты с витамином В. Недостатки витаминов группы В (В1, В2, В6 и В12 и фолиевой кислоты) вызывает энергетическое голодание мозга, что ведет к ухудшению памяти, замедленной реакции, быстрой утомляемости, невозможности сосредоточиться. Главные источники витамина В – ржаной хлеб (бородинский), ростки пшеницы, говяжья печень, молоко, йогурт, бананы.

18. Не увлекайтесь похудением. Слишком суровая низкокалорийная диета может привести к потере не только веса, но и памяти. Ученые обнаружили, что информация в этом случае обрабатывается медленнее, а время реакции снижается. Гораздо продуктивнее перейти к рациональному питанию.