Уровни сознания

Существует два уровня религиозного сознания – обыденный и концептуальный.

Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, мистерий, иллюзий, традиций, стереотипов, установок, привычек, настроений, чувств, влечений, чаяний, направленности воли, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а фрагментарно – разрозненные представления, взгляды или отдельные узлы таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются когнитивные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции, ОГЛАВЛЕНИЕ сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компонентов обыденного сознания можно выделить относительно устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные. К первым относятся традиции, обычаи, стереотипы и т.п., ко вторым – настроения. Следует подчеркнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, образов мыслей, чувств, иллюзий и т.д., религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне – концептуализированное сознание – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций, продукт профессиональной деятельности мыслителей.

В такое сознание входят:

• более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, теология, доктринальные концепции, символы веры и т.д.);

• осуществляемая в соответствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства и т.д. (теология освобождения, теология процесса, теология труда, политические теологии и др.);

• религиозная философия (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, метафизика всеединства и др.). Интегрирующий компонент составляют богословие (теология), доктринальные концепции. Богословие (теология), доктринальные концепции базируются на сакральных текстах и в то же время разрабатывают правила их толкования.

Виды религиозного сознания в контексте объективации

Религиозное сознание объективируется и опредмечивается в религиозных деятельности, отношениях, организациях. В них религиозное сознание предстает в специфических видах, такими видами являются:

• религиозные потребности и интересы;

• религиозные ценности и ценностные ориентации;

• религиозные идеалы и цели;

• религиозные установки;

• религиозные символические посредники;

• религиозные нормы;

• религиозные социальные стереотипы;

• религиозные мотивы.

Религиозные потребности – состояние нужды индивида, группы, института в движении и воспроизводстве религиозных сознания, деятельности, поведения, отношений, общения, организаций; они удовлетворяются в процессе выполнения соответствующих функций. Религиозные потребности складываются и изменяются в ходе эволюции религии, различны в разных религиях и конфессиях, зависят от типа религиозного объединения, типа религиозности. Всякая религиозная потребность прямо или опосредованно связана с религиозной верой. В структуре религиозных потребностей центральное место занимает потребность в общении с предметом религиозной веры. С этой потребностью явно или неявно, непосредственно или опосредованно связаны другие религиозные потребности.

В религии могут находить удовлетворение и нерелигиозные потребности. В этом случае последние могут приобретать форму религиозных потребностей. Материальные потребности (в пище, жилище) могут удовлетворяться в ходе экономической, благотворительной деятельности церкви, познавательные – обучением в религиозных школах, эстетические – с помощью храмового искусства, потребность в общении – путем установления многообразных межличностных связей в религиозной группе и т.д.

Религиозные потребности актуализируются в религиозных интересах. Последние представляют собой направленность религиозных людей на различные объекты, являющиеся предметом религиозных потребностей. Религиозные интересы суть осознанные религиозные потребности. ОГЛАВЛЕНИЕ, структура, объем и развитие религиозных интересов соответствуют содержанию, структуре, объему и развитию религиозных потребностей. Религиозные потребности и интересы служат источником религиозной (и иной) активности индивида, группы, института, побуждают к деятельности и отношениям, направленным на удовлетворение этих потребностей и интересов. Стимулом таких деятельности и отношений могут стать также и нерелигиозные потребности и интересы, находящие выражение в религиозной форме.

Религиозные духовные ценности содержат в себе смыслы, значимые для жизнедеятельности религиозных индивидов и групп. Эти ценности предполагают развитие качества религиозности. Религиозные ценности образуют комплекс духовных детерминант, носят должный характер. На их основе формируются стандарты религиозно-культурных оценок; эти ценности служат эталоном оценивания, в соответствии с которым одни явления принимаются, другие отвергаются. Система ценностей, их иерархия различны в разных религиях. Однако следует иметь в виду, что в разных религиях имеются и сравнимые, подобные ценности.

На базе присвоенных религиозных ценностей формируются ценностные ориентации. Последние представляют собой более или менее устойчивую направленность индивида или группы на исповедование тот или иной религии и конфессии, на получение определенной религиозной информации, на контакт с единоверцами, на участие в разноплановой жизнедеятельности религиозного сообщества, на выполнение религиозных предписаний в повседневной жизни.

Религиозные ценности коррелируют с религиозным идеалом (ιδέα – вид, образ, идея). Идеал выступает или в качестве образца для подражания или в форме представления о завершающем движение состоянии, полагаемом вероучением. Идеал задает цель стремлений религиозных субъектов.

Религиозные установки, являясь видом социальных установок, представляют собой устойчивую склонность воспринимать те или иные явления, события, процессы в природе, обществе, в человеке (в теле и психике) под углом зрения сформированных религиозных представлений, а также готовность к определенным, соответствующим этим представлениям действиям. Они содержат когнитивную (та или иная степень религиозного осознания события), аффективную (религиозно-эмоциональное переживание симпатии или антипатии), поведенческую (готовность к повторяющемуся религиозному действию) составляющие. Религиозные установки могут быть положительными но отношению к феноменам "своей" религии, политическим, моральным, художественным и всякого рода иным событиям, соответствующим критериям "своей" религии, и отрицательными – по отношению к проявлениям "не своей" религии, к не отвечающим критериям проявлениям в секулярной сфере.

Символические посредники представляют собой совокупность религиозных символов, которые презентируют значения и смыслы во взаимодействии религиозных индивидов и групп, включают и тех и других в религиозно-культурный контекст. Они обеспечивают религиозную идентичность (от ср.-лат. identicus – одинаковый) индивидов и групп с данной религией, конфессией, презентируют связь "Я" – "Мы", отличение "Я – Мы" от "Они", "Оные", "Другие", самотождественность "Я" и "Я – Мы" в соотнесенности с "Ты" и "Они – Другие". В качестве символических посредников могут выступать знаковые религиозные личности, вещные символы, религиозные образы и пр.

Религиозное сознание отливается и в религиозные нормы (лат. norma – норма, мерило, правило, закон) – совокупность правил поведения в религиозной и во внерелигозных сферах; они предписывают обязательства и соответствующие ожидания возможных действий партнеров общения. Они определяют совокупность позиций и ролей в религиозной группе и служат средством обеспечения социального контроля. Нормы церковного права, устава, религиозной морали, правила совершения ритуала составляют так называемую формальную нормативную систему. Кроме нее существуют и неформальные предписания, определяемые традицией и обычаем.

Религиозные социальные стереотипы (греч. στερεός – твердый, жесткий и τύπος – знак, отпечаток, форма, образ) представляют собой связанные с определенными положениями вероучения устойчивые, "застывшие", упрощенные представления, мнения, суждения о каком-либо явлении, индивиде, группе (этнической, гендерной, возрастной, территориальной и др.) и т.д., в частности, о других религиях, конфессиях, общинах, их представителях, о других, "не своих" группах, их представителях, являющихся последователями иных религий и конфессий. Религиозные стереотипы формируются в условиях религиозной среды, превращаются в привычные "клише", на основе которых приписываются определенные свойства "не своим" религиям и религиозным группам, их представителям, а также нерелигиозным индивидам, группам, организациям. Это приписывание имеет положительную или негативную направленность.

Религиозные мотивы (лат. motus – движение, возбуждение, побуждение, влечение) представляют собой внутреннепсихологическое побуждение религиозных субъектов – индивидов и групп – к определенному действию (религиозному или нерелигиозному). В качестве таких мотивов выступают религиозные вера, потребности, интересы, установки и ориентации, идеалы и цели и пр. В зависимости от содержания и предметов названных побудителей, от их различной значимости, от степени религиозности субъектов те или иные религиозные мотивы могут быть более или менее сильными, устойчивыми или ситуативными, могут вступать в конфликт или действовать синергически.