Уровни самореализации личности

В настоящее время выделено четыре уровня самореализации личности: 1) примитивно-исполнительский; 2) индивидуально-исполнительский; 3) уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и личностного роста); 4) наивысший уровень самореализации – уровень смысложизненной и ценностной реализации (реализации сущностной аутентичности). Для примитивно-исполнительской реализации характерна мотивация на уровнях физиологических потребностей и потребности в безопасности. Индивидуально-исполнительская реализация соответствует мотивации привязанности, любви, поскольку в немалой мере направлена на удовлетворение соответствующих потребностей, ради которых достаточно часто и осуществляется. Уровень потребности в признании и оценке соотносится с уровнем реализации ролей и норм в ближнем окружении, социуме. Наиболее полная самореализация состоит в реализации смысложизненных и ценностных ориентаций, т.е. на данном уровне имеет место сущностная, аутентичная самореализация – осуществление потребностей в самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением самого себя.

Низкому уровню саморегуляции способствует малоактивная и малоосознанная жизненная позиция. Стратегии самореализации на данном уровне в наибольшей степени обусловлены мотивом "хочу", проявляемом в гедонистической позиции и небогатом жизненном мире. В мотиве "хочу" превалируют влечения, желания и мало представлены интересы, т.е. эмоциональный (аффективный) компонент явно преобладает над когнитивным. Индивидуально-исполнительскому уровню соответствует мотивация "могу" ("могу ли?"). Для данного уровня самореализации характерны малоактивная жизненная позиция и слабая дифференциация самоотношения, самооценки и самопознания. Уровень реализации ролей и норм осуществляется с помощью мотива "надо". На самом высоком уровне самореализации личности наблюдается баланс мотивов "хочу", "могу" и "надо", а также мотива "принятие решения" при ведущей роли смысложизненных и ценностных ориентаций и адекватном развитии мотивационно-потребностной сферы. Мотив "принятие решения" отражает когнитивную ориентацию, обусловленную приоритетом обращения к познавательным процессам, но не в ущерб эмоциональным, что корректируется мотивом "хочу", включающим в себя не только интересы, но и желания, аутентичность, наличие слабых для личности ситуаций[1].

Этапы профессиональной самореализации личности

Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы: 1) профессиональное самоопределение (выбор вида и направленности деятельности); 2) становление в избранной профессии; 3) профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности. Необходимо отметить, что человек периодически уточняет, корректирует ход своей самореализации, возвращаясь к тому или иному ее этану.

► Предпосылки самореализации как начальные условия генезиса самореализации, определяющие ее первый этап – профессиональное самоопределение, уже достаточно устойчивы у учащихся лицеев, училищ и тем более студентов первого и второго курсов вузов. При этом самоопределение рассматривается как феномен ценностно-смысловой природы; активное определение своей позиции по отношению к социально значимым ценностям, условиям жизнедеятельности в обществе, объективируемым в жизненных целях, планах и перспективах профессионального развития. На этом этапе превалирует мотив "хочу" (интересы, желания, влечения, аутентичность).

В случае превалирования мотива "надо" при выборе будущей профессии предпочтение отдается долженствованию, социальному запросу, т.е. мнениям других лиц (родителей, родственников, друзей, сверстников и т.д.), или ориентации на престижные профессии, без учета своих интересов и склонностей. И тогда затруднения начинают возникать в ходе самореализации личности уже на этапе самоопределения и переносятся на последующие этапы.

Этап становления в профессиональной сфере жизнедеятельности. Если на этапе самоопределения в результате преобладания соответствующих мотивационносмысловых связей превалирует мотив "хочу", то на этапе становления – мотив "могу", после которого следует мотив "надо". На данном этапе могут возникать затруднения, которые, в свою очередь, накладываются на ранее имевшиеся затруднения в ходе профессионального самоопределения (выбора профессии). При этом личность либо доопределяется и адаптируется в ходе профессионального становления, либо оказывается в ситуации безработицы. Возможен также вариант обретения новой профессии, в которой личность сможет самореализоваться более адекватным образом, чем ранее. Однако в данном случае необходимо наличие значительного личностного потенциала и способности выйти на иной, более высокий уровень самореализации.

Этап профессионального роста предполагает развитие профессиональной компетентности и последующую адаптацию уже не себя к профессии, а профессии к себе. Безусловно, существует преемственность, плавный переход между этапами профессионального становления и профессионального роста. Последний соответствует высокому уровню самореализации личности – уровню смысложизненной и ценностной реализации (сущностной аутентичности). В структурно-функциональной модели самореализации личности существует сбалансированность между блоками модели при некотором превалировании блока "хочу", взаимосвязанного со смысложизненными и ценностными ориентациями.

Для обучающихся специалистов с более выраженными предпосылками самореализации свойственны способность жить полной жизнью, положительное самовосприятие, уважение и самопринятие. Подобное самовосприятие соответствует высокому уровню личностной зрелости и аутентичности. Для студентов данной группы в целом характерны положительное представление о людях и способность к целостному восприятию образа мира и человека.