Уровни анализа трудовой деятельности

Е. М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности.

1. Нормативно-параметрический: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда).

2. Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.

3. Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

Также рассматривая трудовую деятельность как систему, В. Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа.

1. Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость.

2. Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).

Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им - ПВК человека.

3. Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).

4. Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.

5. Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или недостижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.

В итоге, по мнению В. Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль деятельности".

Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е. А. Климов.

1. Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).

2. Уровень действий ("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели").

3. Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).

4. Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).

"Формула профессии"

Сама "Формула профессии" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - 3; художественный образ - X;

2) классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

3) отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

4) группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью "Формулы профессии" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (X), цели труда - преобразовательные (II) и изыскательные (И), средства груда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессии" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, во время анализа профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" Ответ "техника" его не устраивал, так как сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е. А. Климовым вариант "Формулы". В табл. 2 представлена построенная на идеях Е. А. Климова "Схема анализа профессии".

Таблица 2

Схема анализа профессии
(вариант работы с группой в игре "Угадай профессию")

Характеристики

профессий

Место для первого примера профессии - "таксист"

Место для кодирования заданной профессии (для игры "Угадай профессию")

Предмет труда:

1 - природа (животные, растения)

2 - материалы и заготовки

3 - дети

4 - взрослые

5 - техника

6 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)

7 - художественный образ

взрослые

техника

Цели труда:

1 - контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 - изобретательная

4 - транспортирование

5 - обслуживание

6 - собственное развитие

транспортирование

обслуживание

Средства труда:

1 - ручные и простые приспособления

2 - механические

3 - автоматические

4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...)

5 - теоретические (знания, способы мышления)

6 - переносные или стационарные средства

механические

функциональные

Условия труда:

1 - бытовой микроклимат

2 - большие помещения с людьми

3 - обычный производственный цех

4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 - работа на открытом воздухе

7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская

экстремальные

Характер подвижности в труде:

1 - преимущественно сидя

2 - преимущественно стоя

3 - множество разнообразных движений

сидя

4 - длительная ходьба

5 - вынужденные статичные позы

6 - высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

Характер общения в труде:

1 - минимальное общение (индивидуальный труд)

2 - клиенты, посетители

3 - обычный коллектив (одни и те же лица)

4 - работа с аудиториями

5 - выраженная дисциплина, субординация в труде

6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

клиенты

Ответственность в труде:

1 - материальная

2 - моральная

3 - за жизнь и здоровье людей

4 - невыраженная ответственность

жизнь и здоровье

Особенности труда:

1 - возможность работы по совместительству

2 - большая официальная зарплата

3 - льготы

4 - "соблазны" (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)

5 - изысканные отношения

6 - встречи со знаменитостями

"соблазны"

знаменитости

7 - частые загранкомандировки

8 - командировки по стране

9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться)

10 - высокий престиж профессии

11 - явно выраженная общественная полезность труда

Типичные трудности и неприятности:

1 - нервное напряжение

2 - профзаболевания

3 - распространены мат и сквернословие

4 - повышенный риск судимости

5 - невысокой престиж работы

6 - очень маленькая зарплата

7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд

нервы

профзаболевания сквернословие

Минимальный уровень образования для работы:

1 - без специального образования (после школы)

2 - краткосрочные курсы

3 - начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 - среднее профессиональное образование (техникум)

4 - высшее профессиональное образование (вуз):

- незаконченное высшее

- бакалавриат

- магистратура

5 - ученая степень (аспирантура, академия)

6 - дополнительное профессиональное образование

начальное профессиональное

Вариант использования схемы в работе с классом (в игре "Угадай профессию") предполагает следующий порядок работы с группой (или с классом):

- сначала участникам процедуры предлагается самим рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;

- быстро обнаруживается, что они ее "вроде бы знают", но детально рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны "конкретные вопросы");

- и тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;

- преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);

- далее начинается собственно игра "Угадай профессию": все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше - конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).

Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации.

1. Когда клиент вообще не знает, какую профессию выбрать. Общий порядок работы следующий:

- знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему): в самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу же на примере одной-двух профессий показывается, как с помощью схемы можно их анализировать;

- далее организуется игра с клиентом (консультант и клиент загадывают друг другу профессии и пытаются отгадать их - см. выше);

- после клиент обозначает на отдельном листке бумаги наиболее привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессии (как бы обозначает с помощью схемы свои "пожелания");

- потом организуется совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по пять-семь профессий, соответствующих "желательным" характеристикам);

- наконец, организуется последующее обсуждение (совместный выбор варианта, наиболее соответствующего "пожеланиям" клиента).

2. Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор. Порядок работы примерно следующий:

- знакомство клиента со схемой (на примере анализа одной-двух профессий);

- но после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант пытается ее "отгадать" (из пяти-семи вариантов);

- далее организуется совместное обсуждение и возможная коррекция представлений клиента о своей профессии.

Заметим, что эффективность использования схемы анализа профессий (особенно в индивидуальных профконсультациях) заметно повышается, если психолог-профконсультант предварительно проанализирует самостоятельно несколько десятков различных профессий. Это важно для выработки навыка "отгадывания" профессий по выделенным характеристикам. Опыт использования данной схемы показывает, что она, даже несмотря на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволяет организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естественно, при условии, что психолог-консультант не пытается постоянно навязывать ему свое мнение.

В качестве еще одного варианта знакомства с характеристикой профессии, мы предлагаем школьникам составить самостоятельно описательно-информационную профсссиограмму. Ребятам в этом задании также необходимо подобрать пять профессий, соответствующих пяти системам труда: "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковые системы", "человек - природа", "человек - художественный образ". С примером такой творческой работы, выполненной студенткой МГППУ (факультет дистанционного обучения), мы и предлагаем читателям познакомиться (см. ниже).