Урок русского языка

Одним из условий эффективной организации процесса обучения школьников русскому языку является правильный выбор и реализация организационных форм обучения.

Традиционно принято полагать, что среди организационных форм обучения в школе с позиций целостности образовательного процесса одно из основных мест принадлежит уроку. Урок есть устанавливаемая учителем форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении школьного предмета, в частности русского языка.

Одним из первых урок как форму обучения в практику ввел немецкий педагог И. Ф. Гербарт (1776—1841). Им также были разработаны первые методические рекомендации для учителей — шаблоны, в которых указывались все этапы урока, дословно излагалось все то, что должен говорить на уроке учитель[1]. В XVIII в. это стало открытием, однако со временем подобный подход подвергся критике, поскольку приводил к утрате многими учителями творческого подхода при подготовке к урокам.

Как показывает опыт, несмотря на различия школьных систем, в разных странах мира сохраняются общие представления о формах обучения: урок был и остается традиционной и устойчивой формой обучения, поскольку имеет целый ряд преимуществ. При всеобщем обучении данная форма является экономически выгодной в отличие от формы индивидуального обучения при поддержке домашних учителей. Она позволяет установить классно-урочную систему обучения при распределении занятий по предметам и по классам. Это дает, в свою очередь, возможность определить объем учебной нагрузки по дням, неделям, месяцам, четвертям и т.д. по учебному предмету, выстроить ступенчатый учебный процесс по мере перехода учащихся из одного класса в другой и т.д.

Урок складывается из определенных относительно самостоятельных этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи, ОГЛАВЛЕНИЕ, формы, результаты. Этапы могут выступать в различных сочетаниях, что и определяет структуру урока в целом.

Под структурой урока понимается состав, определенная последовательность, а также взаимосвязь этапов урока. При работе с младшими школьниками учителю приходится чаще комбинировать различные виды учебной деятельности, поэтому структура урока русского языка в начальной школе бывает, как правило, более сложной, нежели в средней.

Разнообразие структур уроков определяет многообразие их (уроков) типов. Учет ведущей дидактической цели позволяет выделять следующие тины уроков:

• усвоения новых знаний;

• закрепления знаний, умений и навыков;

• обобщения и систематизации знаний;

• проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок);

• работы над ошибками;

• комбинированный, или смешанный.

Урок усвоения новых знаний предусматривает изучение новой темы. Учитель при построении данного урока должен, ориентируясь на требования к результатам освоения программы по русскому языку для начальной школы, определить объем знаний (необходимый и достаточный). Например, объем знаний по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных" включает в себя более 25 элементов. Учет объема знаний и возрастных особенностей учащихся позволяет судить о доступности им знаний, реализации в учебном процессе принципа доступности. Ранее усвоенные знания востребованы на этане урока "Актуализация рапсе полученных знаний", новые знания имеют место на этапе урока "Объяснение нового материала".

На уроке закрепления знаний, умений и навыков учащиеся не усваивают новых знаний, а учатся применять уже полученные на практике. Вначале имеет место репродуктивная деятельность учащихся при внешней опоре, с подсказкой, затем постепенно школьники переходят к осуществлению деятельности без подсказки. В дальнейшем ученики могут применить полученные знания в новых для них ситуациях. На уроках данного типа учитель, ориентируясь на требования к знаниям, наращивает у учащихся скорость выполнения учебных заданий при использовании полученных знаний, повышает уровень прочности и осмысленности знаний учащихся. Кроме того, на этих уроках должны постоянно повышаться уровень трудности заданий, степень активности и самостоятельности учащихся.

Урок обобщения и систематизации знаний проводится в конце изучения темы или раздела учебного курса. На данном уроке учителю предоставляется возможность объединить отдаленные друг от друга в программе темы, связать знания в систему, что позволяет достичь осмысленности. На уроках этого типа повышается степень сложности заданий.

Урок проверки знаний, умений и навыков проводится в конце изучения темы, когда учащиеся научились применять полученные знания без внешней опоры, подсказки. Опыт показывает, что проводить такой урок без усвоения учащимися знаний нецелесообразно, поскольку это может повлечь за собой появление ошибок, недочетов. Этот тип урока нередко проводится как фрагмент урока (20—25 мин) в устной и письменной формах.

Урок работы над ошибками проводится после проверки контрольных работ (диктанта, изложения и др.), по мере накопления сведений о типичных ошибках учащихся. Нередко урок этого типа также может проводиться как фрагмент урока (20—25 мин).

Комбинированный урок получил свое название и широкое распространение в конце 50-х гг. XX в. В структуре комбинированного урока сочетаются такие этапы, как усвоение новых знаний, повторение, закрепление, проверка знаний и др.

В настоящее время широкое применение в школе получили так называемые нестандартные уроки — дидактическая сказка, мозговой штурм, инсценировка с музыкальным сопровождением, урок-исследование, игровые уроки и др.

Требования к уроку русского языка. Каждому типу уроков присущи свои дидактические возможности, к ним предъявляются дидактические требования: научность; последовательность; системность; доступность; опора па актуальные интересы ребенка; связь с жизнью; четкое формулирование целей и задач обучения развития, воспитания; определение места уроков русского языка в общей системе уроков.

К психологическим требованиям относятся учет возрастных особенностей младших школьников и психического развития каждого ребенка.

Методические требования: лингвистическая грамотность; изучение различных сторон языка во взаимосвязи; соединение языковой работы с развитием мышления и речи учащихся; мотивация новых знаний; повышение осознанности формируемых умений и навыков на уроке русского языка; воспитание интереса к изучаемому предмету и др.

С учетом названных требований учитель ведет работу над уроком русского языка. Эта работа включает два основных этапа: предварительный и непосредственный. В задачи предварительной подготовки учителя к уроку входит: изучение специальной психолого-педагогической и лингвометодической литературы; ознакомление с требованиями к результатам освоения учебной программы по русскому языку; выявление возможностей учебника и дополнительных учебных пособий; определение места данного урока в системе обучения учащихся русскому языку, тематическом планировании. Возможно и ознакомление с программами и учебниками по смежным предметам и др. Задачи, стоящие на этапе непосредственной подготовки к уроку, многообразны: конкретизация тематического планирования применительно к тому или иному уроку; составление плана-конспекта урока; подготовка организационных и технических условий для его проведения.

В настоящее время подготовка учителя к уроку, написание плана-конспекта рассматривается как моделирование урока, т.е. создание его модели.

В сравнении с богатой и насыщенной педагогической действительностью, которая предстает на уроке, модель является ее более упрощенным аналогом. В самом общем плане под моделью урока понимается специально созданная структура урока для воспроизведения в упрощенной и наглядной форме отдельных его характеристик. При построении модели урока приходится сознательно отвлекаться от некоторых его конкретных свойств. Иначе сказать, модель урока, будучи упрощенным аналогом урока как педагогической действительности, никогда не может достигнуть полной степени сложности последнего. При построении модели прибегают к известным упрощениям, цель которых состоит в стремлении отобразить не весь объект, а с достаточной полнотой охарактеризовать некоторые его аспекты. Задача заключается в том, чтобы путем введения ряда упрощающих допущений выделить важнейшие для учителя свойства урока.

Ю. К. Бабанский перечисляет функции модели: помогать учителю систематизировать знания об уроке и определить путь целостного описания урока; определять компоненты, составляющие структуру урока; схематично и точно определять связи внутри моделируемого урока; порождать вопросы, на которые следует искать ответы.

Работа учителя над моделью урока является увлекательнейшим занятием, ее можно сравнить с трудом писателя, который вначале набрасывает общий план, а затем тщательно продумывает, скрупулезно описывает все лети.ni своего произведения.

Модель урока русского языка составляется произвольно, однако должна содержать обязательные компоненты. Таковыми являются: дата проведения урока; тема; цель и задачи (обучающая, развивающая, воспитывающая); этапы; распределение времени (хронометрирование) этапов урока; оборудование. Модель урока должна также отражать отбор учебного содержания; логику подачи учебного материала (в логике развития обучаемого при сохранении логики науки); технологию обучения (выбор методов и способов обучения, организационных форм обучения, этапов учебной работы).

Модель урока определяет его этапы:

1) организационный этап (предполагает постановку целей и задач урока);

2) этап актуализация ранее полученных знаний;

3) этап усвоения новых знаний;

4) этап развития умений и навыков на основе полученных знаний (упражнения);

5) этап обобщения, систематизации знаний и др.;

6) этап подведения итогов (фиксируется достижение целей урока, оценивается работа учащихся, учителем осуществляется самооценка результатов профессиональной деятельности).

Обязательными этапами всех типов уроков являются организационный этап и этап подведения итогов урока. Домашнее задание рассматривается как продолжение урока. С учетом возможностей его выполнения младшими школьниками домашнее задание дается в пределах: для первого класса — до 1 ч, для второго — до 1,5 ч, для третьего и четвертого классов — до 2 ч.

При оценке урока, в первую очередь, учитываются достижение цели, решение всех задач урока, рациональный отбор содержания, выбор и реализация методов, форм, средств обучения, психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке. Оценивая уроки русского языка в начальной школе, следует отметить, что они имеют свою специфику. Во-первых, уроки русского языка в силу специфики предмета создают нравственную духовную атмосферу, благодаря этому ребенок осваивает богатейший опыт национальной культуры, созревает как личность. Во-вторых, уроки русского языка самым тесным образом связаны с уроками литературного чтения, эти уроки обогащают, дополняют друг друга, сливаются в едином процессе усвоения языка и развития речи учащихся. В-третьих, уроки русского языка, наряду с уроками чтения, имеют явно выраженную когнитивно-коммуникативную направленность. В-четвертых, умения, полученные на уроках русского языка, приобретают метапредметный характер. В-пятых, уроки русского языка имеют более сложную структуру, большее разнообразие видов, что требует от учителя высокого педагогического мастерства. Это объясняется тем, что на уроках русского языка при выполнении учебных заданий ученику приходится обращаться одновременно к знаниям различных тем и разных разделов курса.

Правильное определение целей и задач урока в общей системе обучения русскому языку, разработка адекватной структуры, соблюдение требований к нему — вот путь повышения качества начального филологического образования.