Управление вниманием слушателей

1. ОГЛАВЛЕНИЕ речи должно соответствовать интересам и установкам аудитории.

2. Речь следует хорошо организовывать.

3. Наличие проблемной или конфликтной ситуации в речи (разные точки зрения).

4. Интонационное подчеркивание отдельных моментов речи.

5. Повторение наиболее важных мыслей.

6. Динамичность речи.

7. Яркая аргументация.

8. Временная мера (длительность речи соответствует возрастным, психологическим, интеллектуальным и общекультурным возможностям слушателей).

9. Умение поставить себя на место слушателей.

10. Наличие зрительного контакта.

11. Тщательная отработка текста в свободном речевом оформлении.

12. Речевое рефлексирование.

Приемы восстановления или усиления внимания: голосовые приемы, паузы, жесты и движения, вопросы (риторические и прямые, требующие ответа), обращения к аудитории, элементы диалога и дискуссии, неожиданное прерывание речи и возвращение к мысли, наглядные средства, юмор.

Техника речи — правильное дыхание; голос:

• полетность (длительность звучания, умение посылать голос на расстояние и регулирование громкости);

• гибкость и подвижность (разнообразие интонаций, широкий звуковой диапазон);

• тембр (окраска, яркость, звонкость, мягкость, теплота, индивидуальность обращенности);

• сила голоса (соразмерность голоса аудиторному пространству);

• высота — тональный уровень голоса;

• диапазон — объем голоса (границы его определяются самым высоким и самым низким тоном);

• дикция (ясное и четкое произнесение звуков, слов, фраз);

• темпо-ритм (норма для общения с учащимися 50 60 слов в минуту).

Паузы в речи, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию.

В коммуникативном общении педагога значимым условием его успешности является умение воспитателем (учителем) слушать. О том, что учителя в подавляющем большинстве не умеют слушать других свидетельствует, в частности, такой факт. Когда детям предлагают нарисовать учителя, они в большинстве своем рисуют говорящую голову без ушей. "Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить" (Зенон из Китиона).

При выборе тактики общения с воспитанниками следует учитывать разнообразие проявлений личностных характеристик воспитанников как собеседников. С доминантным человеком, напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность, целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать и не провоцировать на агрессию, по свою точку зрения высказывать твердо и убедительно.

Недоминантного собеседника, деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно чаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах.

Мобильного в общении человека, подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного, необходимо тактично поддерживать, возвратная к теме разговора.

Ригидного, медлительного, не успевающего за сменой тем, не торопить, давать возможность до конца высказаться.

Принципиально противоположного подхода ожидают общительные, активные экстраверты и, как правило, не очень разговорчивые самоуглубленные интроверты.

Немаловажными в педагогическом взаимодействии являются элементы шутки, юмора, легкой иронии. "Разговор — это здание, которое строят совместными усилиями" (А. Моруа).

Речь учителя и сопровождающие ее невербальные способы общения оказывают сильное внушающее воздействие на воспитанников, родителей и других людей, с которыми общается учитель. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения. Путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции.

Таким образом, технические приемы педагогической деятельности — значимые элементы педагогической технологии, реализация которых делает педагогическое взаимодействие эффективным.