Лекция 8. Управление транспортной логистикой в России

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• как осуществляется общее руководство и управление транспортной логистикой на федеральном уровне;

• значение логистики во внутрифирменной среде;

• пути достижения положительного синергетического эффекта в коммерческой деятельности;

• как компания, определившая логистику в качестве одного из приоритетных направлений своего развития должна задействовать соответствующую систему мониторинга и контроля;

уметь

• осуществить построение логистической работы в своей компании на основании понимания миссии логистики в корпоративной среде;

• правильно построить систему взаимодействия логистического подразделения с другими функциональными подразделениями на основании достижения общих стратегических и тактических корпоративных целей и задач;

• определить существенные критерии оценки функционирования логистической системы компании, организовать должный контроллинг и аудит логистической деятельности;

владеть

• комплексом знаний, позволяющих добиться правильного функционирования логистического подразделения во внутрифирменной среде, а также полной реализации принципов, заложенных в миссии логистики;

• методами правильного построения структуры логистического подразделения компании, а также создания системы логистического контроллинга и аудита.

Управление транспортной логистикой на федеральном уровне

На федеральном уровне (макроуровне) транспортная логистика рассматривается как сфера экономики, в которой создается добавленная стоимость к товарам и услугам в контексте развития всей экономки, обеспечивающая межфирменные связи в рамках национального и международного хозяйства. При этом весьма важным аспектом логистики, рассматриваемым на макроуровне, является ее роль и место, а главное – влияние на развитие всей экономики страны.

Существует четыре основных типа экономической полезности, добавляющих стоимость к цене товаров и услуг:

добавленная стоимость, связанная с процессом производства. В области логистики данный тип добавленной стоимости – это погрузочно-разгрузочные работы, сортировка, упаковка, расфасовка и т.д.;

добавленная стоимость, связанная процессом перемещения продукции. Логистика участвует в создании данного типа добавленной стоимости, в первую очередь организуя и обеспечивая транспортировку товаров;

добавленная стоимость, связанная с потреблением продукции. Логистика участвует в создании данного типа добавленной стоимости через эффективное управление товарными запасами и товарными потоками, способствуя тому, чтобы товары оказались в нужном месте в обусловленное время;

добавленная стоимость, связанная с изменением собственности на товар. Логистика участвует в этом процессе, содействуя маркетинговой деятельности компании, тем самым способствуя продвижению и сбыту товаров на рынках.

Потребление продукции невозможно, пока производители не обеспечили ее перемещение с места изготовления до места потребления. Таким образом, логистика осуществляет свой вклад в экономику страны, перемещая товар и давая возможность предприятиям и фирмам эффективно функционировать, обеспечивая расширенное воспроизводство.

Логистика не только просто перемещает товар, она способствует тому, чтобы товары были в наличии в том месте и в то время, где и когда они максимально затребованы и могут быть потреблены с должной эффективностью.

Способствуя потреблению продукции в нужном месте и в нужное время, логистика содействует проведению фирмами правильной и эффективной ценовой политики, тем самым оказывая прямое влияние на цены товаров. Зачастую это приводит к тому, что доставляемый товар может оказаться дешевле, чем его аналог, произведенный на месте.

Логистика прямо способствует развитию транспортной инфраструктуры страны, оказывает серьезное влияние на стоимость земельных участков. Например, необходимость обеспечения снабжения какого-либо региона вызывает необходимость строительства дорог, что приводит к оживлению экономики региона, и, как следствие этого, росту цен на землю.

На федеральном уровне общее руководство и управление транспортной логистикой страны (так же как и всей логистикой в целом) обеспечивается Минтрансом России.

Минтранс России – федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использованию воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного транспорта Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

К подведомственным органам Минтранса России относятся:

• Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);

• Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);

• Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);

• Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор);

• Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Структура министерства складывается из следующих департаментов:

• государственной политики в области гражданской авиации;

• государственной политики в области дорожного хозяйства;

• государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

• государственной политики в области железнодорожного транспорта;

• государственной политики в области морского и речного транспорта;

• международного сотрудничества;

• правового обеспечения и законопроектной деятельности;

• программ развития;

• имущественных отношений и территориального планирования;

• транспортной безопасности и специальных программ;

• экономики и финансов;

• административный;

• специальный отдел.

В подчинении Минтранса России находятся областные, краевые и республиканские министерства транспорта: Ульяновской области, Республики Татарстан, Московской области, Самарской области, Саратовской области, Ставропольского края, Красноярского края, Республики Бурятия, Республики Башкортостан, Ростовской области, Республики Саха (Якутия).

Одним из основных направлений деятельности министерства в области руководства и управления транспортной логистикой России являются разработка и внедрение федеральных целевых программ. За последнее время были разработаны и внедряются следующие целевые программы:

• "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.". "Транспортная стратегия" (принята в 2003 г.);

• "Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ (2009–2015 гг.)";

• "Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)";

• "Московский транспортный узел";

• "Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)";

• "Санкт-Петербургский транспортный узел".

В 2014 г. в министерстве организован онлайн опрос "Оценка работы по противодействию коррупции в Министерстве транспорта Российской Федерации, проводимой должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Минтрансе России в 2013 году".

В рамках Минтранса России ведется активное международное сотрудничество в области транспорта с государствами – членами СНГ и ЕВРАЗ; диалог "Россия – ЕС" в области транспорта. Министерство участвует в работе Совета государств Балтийского моря (ССБМ), является членом партнерства "Северное измерение" в области транспорта и логистики (ПСИТЛ), Международного транспортного форума и Арктического совета. Принимает активное участие в работе АТЭС, ШОС, АСЭМ, АСЕАН. В рамках ООН принимает участие в работе Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, ЭСКАТО (Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана) и ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию). Министерство участвует в работе таких международных транспортных организаций, как ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог), ИКАО (Международная организация гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация), Дунайской комиссии (международная организация, занимающаяся вопросами транспортировки грузов по Дунаю).

В своей повседневной работе Минтранс России руководствуется соображениями, что транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие – одна из приоритетных задач государства. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы – необходимое условие подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта – факторы, стимулирующие социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющие ее федерализм и территориальную целостность.