Лекция 10. Управление транспортной логистикой при перевозках железнодорожным транспортом

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• роль железнодорожного транспорта в развитии экономики России;

• кто регулирует деятельность железнодорожного транспорта в России;

• основные современные положения организации и осуществления перевозок грузов во внутреннем сообщении;

• ныне действующие в России железнодорожные тарифы;

• тарифы, применяемые при международных железнодорожных перевозках;

• о создании Единого экономического пространства (ЕЭП);

уметь

• применять законодательство, действующее в области железнодорожных перевозок в России;

• строить взаимоотношения с операторами железнодорожных перевозок исходя из законодательных и нормативных актов;

• строить логистические схемы и маршруты доставки грузов железнодорожным транспортом по территории России и сопредельных стран;

• применять систему тарификации, действующую как на территории России, так и при транзитных перевозках по иностранным территориям;

владеть

знаниями, позволяющими грамотно и правильно применять законодательные и нормативные акты, действующие в области железнодорожных перевозок в России и на территории сопредельных стран;

• техникой и методами работы с договорной и претензионной документацией, действующей на железнодорожном транспорте страны;

• системой тарификации, применяемой на железных дорогах, как при перевозках по железным дорогам России, так и территории сопредельных государств.

Законодательная база деятельности российских железных дорог (РЖД) и организационные структуры осуществления железнодорожных перевозок

Железнодорожный транспорт – одна из ведущих отраслей народного хозяйства России. Общая протяженность железнодорожной сети в настоящее время составляет 85 тыс. км. По количеству ежегодно перевозимых грузов железнодорожный транспорт находится на втором месте после автомобильного. На его долю приходится около 14% всего перевозимого количества грузов. По грузообороту железнодорожный транспорт находится на втором месте после трубопроводного. На его долю приходится более 40% всего грузооборота страны.

При выполнении перевозок грузов железные дороги (ж.д.) вступают в определенные отношения с грузовладельцами. Эти отношения затрагивают большой круг вопросов и, в частности, такие, как право предприятий и организаций предъявлять груз к перевозке и обязанности дороги перевести его; порядок заявления и рассмотрения претензий и исков по перевозкам (если у грузовладельца есть основания к их предъявлению) и ряд других вопросов организационного, экономического и правового порядка. Взаимоотношения регламентируются нормами и положениями, едиными и обязательными как для дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами. Основным документом, устанавливающим обязанности, нормы ответственности и права железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, – с другой, служит Устав железных дорог, имеющий силу закона.

В 1920 г. был принят "Общий Устав железных дорог РСФСР". Он предусматривал перевозку только государственных грузов. В 1922 г. вступил в действие новый Устав, в котором впервые были введены категории грузов и предусматривались плановые перевозки. С 1 октября 1927 г. начал действовать Устав железных дорог СССР, принятый на всей территории страны. В 1935 г. был разработан Устав, учитывающий конкретное состояние хозяйства страны. Он успешно действовал до 1955 г., когда был введен новый Устав. Основная его направленность – повышение культуры перевозок и обслуживания пассажиров. Затем Устав был утвержден 6 апреля 1964 г. В 1983 г. был переиздан с учетом изменений и дополнений. Он повысил ответственность железных дорог за доставку грузов.

Значительные изменения, происходящие в экономике СССР, а затем и России в последующие годы, заставляли государство периодически пересматривать организацию работы железных дорог и вводить новые правовые акты.

В настоящее время в России действуют Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (последняя редакция от 03.02.2014).

Устав содержит статьи и разделы: общие положения; вопросы грузового хозяйства; планирования и организации перевозок; смешанного сообщения с участием других видов транспорта; перевозок пассажиров, багажа и почты; ответственности железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров и др. Уставом регламентируется порядок составления и выполнения плана железнодорожных перевозок, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, взаимоотношения железных дорог с другими видами транспорта, а также вопросы эксплуатационного характера. Устав предусматривает удовлетворение потребности хозяйства страны в перевозках; соблюдение государственных интересов; обеспечение безопасности движения поездов; рациональное использование транспортных средств и снижение транспортных расходов; координацию различных видов транспорта; своевременную доставку грузов в пункты назначения и полную их сохранность; материальную ответственность железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по перевозкам. Устав содержит лишь основные положение и правовые нормы и не предусматривает всего многообразия конкретных условий и особенностей перевозок отдельных грузов.

В начале 2001 г. в МПС России разработали и приняли проект Положения о порядке создания компаний-операторов на федеральном железнодорожном транспорте. В России была разрешена деятельность железнодорожных компаний различных форм собственности. В результате с 2003 г. и по настоящее время организационная структура железнодорожных перевозок складывается из трех видов предприятий:

• ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) – организация – владелец железнодорожной инфраструктуры и части вагонного парка страны;

• другие операторы, владеющие железнодорожной инфраструктурой и вагонным парком;

• операторы, владеющие только вагонным парком.

Вопросы взаимодействия операторов железнодорожного подвижного состава с владельцем инфраструктуры (ОАО "РЖД") определены в постановлении Правительства РФ от 25.07.2013 № 626 "Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками".

В отношении законодательной базы осуществления железнодорожных перевозок важную роль играют различные нормативные документы, позволяющие грузовладельцам организовать и обеспечить правильную систему взаимоотношений с операторами (логистическими компаниями), действующими в данной отрасли.

В частности, к таким документам относятся:

• приказ МПС России от 18.06.2003 №28 "Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом";

• приказ МПС России от 16.06.2003 № 21 "Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом";

• постановление Правительства РФ от 20.11.2003 № 703 "Об утверждении правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" (ред. от 14.12.2006);

• Инструкция по розыску груза на железных дорогах от 05.06.1978 № ЦМ/3720;

• Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении от 22.01.1991 № 257.

Все вышеназванные документы очень важны для грузоотправителей и грузополучателей, так как в них регламентируются такие важные вопросы, как:

• правила приема груза к перевозке;

• правила выдачи груза;

• правила комбинирования вагонов и контейнеров;

• правила заполнения накладной и комплекта перевозочных документов;

• правила перевозок массовых грузов и составления маршрутных отправок;

• правила перевозок грузов с объявленной ценностью;

• нормы точности взвешивания;

• сроки доставки грузов;

• правила хранения грузов;

• правила передачи и переадресовки грузов;

• правила предъявления и рассмотрения претензий.

Если речь идет о внешнеторговых перевозках, то подобная регламентация указанных вопросов имеет место в Правилах перевозок экспортно-импортных грузов. Эти документы необходимы для организации и управления доставкой товаров железнодорожным транспортом и являются буквально повседневной книгой любой организации или предприятия, регулярно прибегающим к услугам железнодорожного транспорта.

В разное время были разработаны и утверждены также и другие важные нормативы. Например: Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщении. Все изменения и дополнения к Уставу, а также правила перевозок и другие нормативные акты публикуются в специальных сборниках. Все они вводятся в действие с момента опубликования, приобретают силу закона и являются обязательными для железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей.

С 2003 г. в России проводится реформа железных дорог. Первый этап (2003–2010 гг.) предусматривал изменение законодательной базы (новый Устав) и появление независимых операторов и владельцев железнодорожного вагонного парка. Новый этап реформы с 2010 до 2030 г. сформулирован в "Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р. Стратегия предусматривает минимальный и максимальный варианты. В зависимости от того, по какому пути пойдет страна: по пути промышленного развития (инновационный путь) или по "сырьевому". В документе, в частности, предусматривается:

• 2010–2015 гг. – модернизация железнодорожной сети;

• 2015–2030 гг. – расширение железнодорожной сети, строительство 16 тыс. км новых дорог на севере и северо-востоке страны и создание базы для строительства подвижного состава нового поколения. Около 1 млн ед. грузовых вагонов и до 25 тыс. пассажирских, локомотивов – более 23 тыс. ед.

Общее руководство работой железнодорожной отрасли осуществляет Минтранс России в лице Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта. На Департамент возложены проведение государственной политики в данной отрасли, разработка федеральных программ развития железнодорожного транспорта России, вопросы лицензирования, сертификации и стандартизации, разработка законодательных и нормативных актов, надзор за соблюдением нормативно-правовой базы, регулирование в области перевозок для государственных нужд, защита государственной тайны. Особое место занимает международное сотрудничество и взаимодействие с железными дорогами других стран, участие в работе международных организаций.

Крупнейшим оператором на железных дорогах России является ОАО "РЖД" (по состоянию на 2012 г. – 576,5 тыс. вагонов, 20 тыс. ед. локомотивов и другой тяговой силы). В составе ОАО "РЖД" действуют следующие структурные подразделения:

• 16 территориальных железных дорог;

• Федеральная пассажирская компания;

• Федеральная грузовая компания;

• предприятие по перевозке контейнеров "Трансконтейнер";

• предприятие по перевозке скоропортящихся грузов "Трансрифер";

• компания "Скоростные магистрали";

• компания "Армянская железная дорога";

• Аэроэкспресс;

• Транскредитбанк;

• Транстелеком;

• ЖАСО (страховая компания);

• Дирекция по управлению терминально-складским комплексом;

• Центр фирменного транспортного обслуживания;

• другие дирекции и дочерние предприятия по обслуживанию, обеспечению, производству и ремонту, в которых участие ОАО "РЖД" в капитале от 28 до 100%.

Операторы, владеющие инфраструктурой и вагонным парком в России:

• ОАО "Железные дороги Якутии";

• ОАО "Ямальская железнодорожная компания";

• ГК "Норильский никель".

К операторам, владеющим только железнодорожными вагонами, относятся различные логистические предприятия, среди которых наиболее крупные:

• ОАО "Новая перевозочная компания";

• ООО "Независимая перевозочная компания";

• ЗАО "Нефтетранссервис";

• Дальневосточная транспортная группа ("Глобалтранс");

• ОАО "Первая грузовая компания";

• "БалтТрансСервис";

• ТК "ТрансГарант";

• ТК "Евросиб";

• ООО "Металлинвест" и др.

В результате в настоящее время (по положению на 2013 г.) весь вагонный парк страны делится между следующими владельцами:

• ОАО "РЖД" – 30,2% (более 300 тыс. вагонов);

• около 228 тыс. вагонов в собственности зависимых и дочерних предприятий ОАО "РЖД" – около 23%;

• примерно 470 тыс. вагонов (47% парка) в собственности независимых операторов. Всего 1850 операторов. Парком вагонов более 5000 тыс. ед. владеют 17 собственников.