Управление социально-политическими процессами

В первой четверти XX в. появились труды М. Вебера (1864– 1920), которые знаменовали еще один поворот в разработке проблем управления – теперь уже в контексте политической власти, управления государством. Научная концепция социального действия, разработка понятия "идеальный тип" и систематизация типов социального действия, научная трактовка типов господства и подчинения во властных отношениях, определение рациональной бюрократии и многие другие результаты научного анализа сознания и поведения, предложенные М. Вебером, укоренились в концептуальном и понятийном аппарате современной социологии. В своей классической теории бюрократии М. Вебер выделил необходимые черты функционирования рациональной и эффективной бюрократии в любых формальных организациях и в первую очередь в структурах государственного управления. В числе этих черт, в частности, можно выделить следующие: 1) строгое разделение труда и высокая степень специализации управленцев; 2) иерархическая (пирамидальная) структура власти; 3) единообразие действий чиновников, определяемое наличием четких инструкций; 4) беспристрастность во взаимоотношениях руководителей с подчиненными и клиентами организаций, 5) наличие административного аппарата управления; 6) определенность требований к профессиональным и другим качествам сотрудников при их приеме на работу, а также обеспечение их защиты от произвола начальства.

В Советском Союзе идеи политического управления были реализованы специфическим образом, начиная от постепенного повышения до абсолютизации роли коммунистической партии, превращения ее в государственно-политический аппарат. Политическое управление в стране в 1930–1950-е гг. было связано с перестройкой административного деления страны и созданием новой структуры организации политической власти на всех уровнях общественного устройства (от губерний до краев, областей, городских, районных и сельских советов). Значительным событием стало образование таких административных единиц, как союзные и автономные республики, национальные области и округа, нацеленные на решение этнонациональных проблем.

В 1990-е гг. страна оказалась перед необходимостью радикальной политической реформы. Сегодня в центре практической политики находятся вопросы демократизации общества в условиях нестандартности и противоречивости политической ситуации, идейной борьбы и различных суждений о происходящих переменах. Механизм политического управления требует совершенствования, изменения, приспособления к новым условиям общественного развития.

В настоящее время на первый план выдвинулись такие задачи, как обеспечение населения продуктами питания и товарами первой необходимости, решение возникших па новой основе противоречий между различными социальными группами, взвешенное регулирование межнациональных отношений. Важнейшим объектом в сфере социально-политических отношений стало развитие демократии непосредственно на местном уровне.

При управлении в сфере политики огромную роль играет определение цели, на достижение которой мобилизуются усилия многих людей. В настоящее время в российском обществе существует огромное количество новаций по решению политических проблем. Появляются и тут же исчезают бесчисленные проекты устройства государственных структур, замены их новыми образованиями, предложения о проведении экспериментов и просто проверки скороспелых идей. Проблема взвешенности политических решений, проявления политической дальновидности обострилась как никогда ранее.

Как и при управлении наукой, в политике важно видеть то, из чего складывается результат, на чем он основывается, ведь показатели развития социально-политических процессов не всегда могут ограничиваться количественными характеристиками, например количеством партий, процентом проголосовавших, числом депутатов и т.п. От того, как участвуют люди в управлении, какими правами обладают, какое влияние оказывают и могут оказать на принятие решений, зависит нормальное функционирование многих политических структур. Пока же, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ) и Левада-Центра, только 1–2% считают, что они участвуют в государственном управлении, 6–7% – в управлении на уровне города, района и около 10% – на уровне производственной организации.

Управление в сфере социально-политических отношений не сводится к техническим приемам и методам. Речь идет о создании механизма рационального управления развитием и функционированием политики, умело и органично сочетающего в себе централизацию с самоуправлением, участием каждого человека в решении актуальных проблем.

Наконец, политика представляет собой не только науку, но и искусство. Особое значение приобретают умение принимать политические решения, ориентироваться в конкретных политических условиях, мастерство. Однако интуиция, искусство политического прогноза не приходят сами собой – они вырабатываются в результате длительной, кропотливой работы. К сожалению, ни теория, ни практика еще не смогли дать сколько-нибудь убедительных примеров политического предвидения и прогнозирования. Наоборот, жизнь постоянно показывала, насколько были близоруки, недальновидны и ограничены все попытки предвидеть социальные последствия политических решений: последние нередко заменялись эрзацами идей, не имеющих ничего общего ни с наукой, ни с искусством. Особенно показательны в этом отношении многочисленные, но безуспешные попытки наладить местное самоуправление, которое до сих пор не приобрело реального влияния на решение локальных проблем и повышение (со-)участия людей в решении актуальных проблем их повседневной жизни.