Управление в сфере духовной жизни

Понятие управления в духовной сфере в определенном смысле условно, так как оно серьезно отличается от тех процессов, которые присущи управлению в сфере экономики. Оно не может обладать жесткостью, ориентированностью на количественные показатели. Это скорее глубокий анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в производстве, распределении и потреблении ценностей культуры.

Управление духовными процессами нацелено на создание реальных условий для реализации культурных запросов и склонностей людей для наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает умелое и гибкое воздействие на изменения, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур, весь спектр проблем общественного сознания. Социология управления в этой сфере предполагает также учет таких феноменов, как ментальность, исторические традиции, своеобразие отношения населения к религии, особенности функционирования научного знания.

Огромную часть проблем управления в духовной жизни общества составляют социализация личности, становление людей, способных олицетворять и осуществлять преобразования во имя интересов всего населения.

Преобразования духовной жизни прямо или косвенно зависят от материального фактора, от уровня общественного производства, поэтому при управлении учитываются материальные возможности, наличие экономических предпосылок для решения возникающих проблем. Иначе все проекты могут вылиться в прожектерство, "культурничество", ничем не оправданное составление планов, лишенных реальной базы. Функции управления в рассматриваемой сфере очень сложны, так как каждая из составляющих духовной жизни по-разному связана с базисом и надстройкой и в известной мере является относительно самостоятельной. Все это в конечном счете затрудняет возможности познания объективных закономерностей духовной жизни общества, а следовательно, и управления ею.

Особенно это касается социально-психологических явлений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а иногда и взаимоисключающие черты. В связи с этим управление предполагает выявление этих ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривает их учет, устранение или, по крайней мере, нейтрализацию. Все сказанное может быть отнесено к таким, например, явлениям, как националистические и групповые предрассудки, особенности исторической памяти, предубежденность, недоверие, базирующиеся и на случайных, и на латентных причинах, скрытых в нерешенных жизненных проблемах.

Имеется еще одна важная особенность, характерная для социологии управления в данной сфере. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различными аспектами духовной жизни, нужна большая самостоятельность при решении поставленных перед ними задач. Дело в том, что функции управления осуществляют не только органы государственной власти, хозяйствующие субъекты, но и институты гражданского общества. Деятельность последних не может регламентироваться до мельчайших подробностей, ибо они имеют дело с очень тонким и своеобразным продуктом человеческого бытия: образованием, культурой, сферой религии и искусства, средствами массовой коммуникации. Именно игнорирование специфики управления сферой духовной жизни обусловило непродуманные и поспешные реформы в области образования (коренное изменение принципов функционирования высшей и средней школы при фактической ликвидации профессиональных образовательных учреждений), культуры (разрушение кинопроката, деградация культурно-просветительных учреждений на селе, коммерциализация телевидения и средств массовой информации), идеологии (упование на церковь как единственную духовно-нравственную опору, поспешная передача ей в собственность помещений музеев, архивов и картинных галерей, попытки клерикализации школы, введение института священнослужителей в армии).

Несомненно, что управление в духовной сфере становится одним из важнейших направлений стабилизации дальнейшего развития страны, ибо и государство, и общество наряду с совершенной материальной базой требуют создания устойчивой мировоззренческой и идейной основы.