Лекция 13. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАМПАНИИ

Изучив материал главы, студент должен:

знать

• ОГЛАВЛЕНИЕ и основные виды рисков в политических кампаниях;

• основные принципы управления рисками в политической кампании;

• технологии противодействия политическим конкурентам;

уметь

• оценивать уровень риска в политической кампании;

• определять основных конкурентов в политической борьбе;

• выбирать технологии борьбы с политическими соперниками;

владеть

• методами оценки рисков в политических кампаниях;

• технологиями борьбы с политическими конкурентами.

Риски в политических кампаниях

Риск в политической кампании – это вероятность появления неблагоприятных для хода кампании обстоятельств, которые ставят под угрозу достижение поставленной цели. Например, в избирательной кампании даже сильный кандидат при определенном стечении обстоятельств рискует не набрать нужного количества голосов. В лоббистской кампании группа интересов также не может иметь стопроцентной гарантии, что поддерживаемый ею законопроект пройдет в неизменном виде по всем ступеням законодательного процесса. Руководство политической партии, вложившее серьезные финансовые средства в кампанию по формированию благоприятного образа своей партии в массовом сознании, тоже может получить не тот результат, на который оно рассчитывало.

Любой пил управленческой деятельности сопряжен с рисками, однако в политических кампаниях риски особенно велики, что связано в том числе и с тем, что борьбу за поставленные цели приходится вести в условиях острой конкурентной борьбы, а иногда и конфликта между различными политическими силами. Вместе с тем уровень риска может меняться от критического, ведущего политическую кампанию к полному провалу, до приемлемого, позволяющего контролировать факторы, способные дестабилизировать управленческую ситуацию. Задача политических технологов – своевременно выявлять возникающие угрозы и минимизировать их последствия.

Управление рисками в политической кампании – это деятельность, направленная на минимизацию возможностей отклонения хода политической кампании от намеченного курса, на блокирование факторов, мешающих реализации поставленных целей. Эта деятельность основывается на ряде положений:

• риск в политической кампании нельзя устранить полностью, так как в его основе лежат факторы, которые разворачиваются объективно и не могут полностью контролироваться субъектом управления. Следовательно, инициируя политическую кампанию, необходимо отдавать себе отчет в том, что в любой момент управленческий процесс может испытать воздействие непредвиденных обстоятельств. И это нормально, к этому надо быть готовым;

• риски можно минимизировать, если знать их природу и факторы, их порождающие. Иными словами, можно уменьшить вероятность неблагоприятного исхода политической кампании, по для этого надо вовремя зафиксировать тс изменения в окружающей среде, которые могут привести к серьезным сбоям в управленческом процессе, и уметь оперативно внести изменения в стратегию и тактику политической кампании;

• получение достоверной и всесторонней информации об объекте управления, окружающей среде, мониторинг происходящих изменений – главные условия эффективного управления рисками в политической кампании. Важно не только знать, откуда исходит угроза управленческому процессу, но своевременно выявить появившиеся угрожающие тенденции. Информационно-аналитические технологии, о которых мы говорили в гл. 6, являются основным инструментом решения этой задачи;

• в условиях высокой неопределенности окружающей среды желательно готовиться к различным вариантам развития управленческой ситуации. Некоторые политические кампании проходят в сжатые сроки и в условиях ограниченных ресурсов, что крайне затрудняет возможность маневра в случае изменения обстоятельств. Однако наличие запасного сценария политической кампании, созданного с учетом новой комбинации параметров окружающей среды, позволит при возникновении факторов риска достаточно быстро внести необходимые изменения в сам управленческий процесс;

• необходимо обладать навыками "разрулирования" кризисных ситуаций, возникающих в ходе политической кампании. Такие ситуации возникают, когда управляющему субъекту не удалось предусмотреть возможные варианты развития событий, и он столкнулся с обстоятельствами, фактически разрушающими все ранее намеченные планы. В электоральных кампаниях, например, такую ситуацию может спровоцировать вброс компромата и массированная кампания в СМИ, нацеленная на дискредитацию позиционируемого кандидата. Если быстро не отреагировать на эту ситуацию, то избиратели могут отвернуться от кандидата, подвергшегося информационной атаке. О некоторых приемах "разрулирования" таких ситуаций мы поговорим ниже.

Управление рисками обычно не выделяется в качестве особого вида деятельности в политической кампании. Это связано не столько с недооценкой этого направления работы, сколько с тем, что управление различными видами рисков входит в обязанности политических менеджеров и технологов, отвечающих за свой участок работы – за разработку стратегии, информационное обеспечение политической кампании, психологическую поддержку кандидата и т.д. Однако есть один фактор, который в той или иной степени может провоцировать и обострять все виды рисков в политических кампаниях, – это действия политических конкурентов. Не случайно в команду, осуществляющую управление политической кампанией в условиях жесткой конкуренции, приглашаются специалисты, способные минимизировать деструктивное влияние конкурентов.