Управление развитием организационной культуры

Необходимость управления развитием организационной культуры в нужном со стратегической точки зрения направлении обусловлена ее возрастающим влиянием на конкурентоспособность организации и эффективность управления организации в целом и ее подразделений.

Управляемость же самой культуры во многом зависит от ее источника.

Если источником является деятельность администрации, культура полностью управляема и ее развитие и обновление происходят по мере совершенствования стратегии организации или смены лидеров, причем изменения более вероятны в молодой культуре при малом количестве субкультур.

Если культура формируется как результат взаимодействия индивидуальных культур членов организации, их установок, форм поведения и спонтанно приспосабливается к изменениям внутри и вне организации, непосредственно управлять ею весьма трудно. На нее можно лишь опосредованно влиять, изменяя самих людей, а это процесс весьма сложный, сопряженный с большими затратами времени и кадровыми перестановками.

Указанные выше ситуации являются крайностями. На практике менеджеры сталкиваются с различными их сочетаниями, поэтому в управлении организационной культурой нужно учитывать специфику обеих ситуаций и действовать в двух направлениях: одновременно развивать организационную культуру и воспитывать персонал, тем более что эти процессы взаимосвязаны. Действенными средствами воздействия организационной культуры на организацию являются:

• манипулирование символами и вещами материального мира организации;

• создание и выработка образцов поведения сотрудников;

• введение шаг за шагом оптимальных условий взаимодействия между работниками в рамках подразделений и подразделениями в рамках организации.

Управление культурой предполагает возможность через постоянное манипулирование атрибутами поверхностного уровня влиять на подповерхностный уровень вплоть до изменения базовых предположений. Если каждодневные действия менеджеров в организации находятся в соответствии с заявляемыми ими ценностями, то это, безусловно, способствует развитию культуры и ее усилению.

Очевидно, что управление организационной культурой не является простым делом. Ценностные ориентации должны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства и передаваться на нижние уровни организации во всех деталях.

Управляя культурой, следует иметь в виду, что она может служить своего рода "клеем", скрепляющим части организации. Вместе с тем необходимо помнить, что если части – плохие, то даже лучший в мире "клей" не сделает целое достаточно крепким. Только унификация ценностей и ежедневная работа менеджеров по их "внедрению" в жизнь могут привести организацию к успеху.

Но следует помнить, что базовые установки, лежащие глубоко в сознании, верованиях и поведении членов организации, невозможно изменить за короткий срок. Данный процесс предусматривает постоянную социализацию новых членов организации, бесконечное выяснение того, во что верят и что ценят в организации, неустанное внимание как к общему абстрактному взгляду на вещи, так и к конкретным деталям быта организации, и, наконец, правильное планирование всей этой работы.

Рекомендации менеджерам организации по повышению эффективности управления организационной культурой:

• Обращайте внимание на нематериальные, внешне неосязаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентации могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Культура – это тот путь, который помогает понять организационное "Зазеркалье".

• Скептически относитесь к предположениям, призывающим к быстрой трансплантации или трансформации культур.

• Старайтесь понять значимость важных организационных символов (название компании, логотип, лозунги).

• Прислушивайтесь к историям, рассказываемым в организации, анализируйте, кто их герои и что эти истории отражают в культуре организации. Пропагандируйте истории и мифы, консервирующие основополагающие ценности и представляющие основоположников и известных деятелей организации в нужном свете.

• Периодически проводите организационные обряды для передачи и закрепления с их помощью базовых идеалов и усиления культуры организации.

• Помните, каких идеалов необходимо придерживаться и какими действиями следует передавать эти идеалы вниз по уровням организации.