Лекция 13. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности управления в области использования и охраны земель;

• систему и полномочия государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере земельных отношений;

• виды и характеристику основных функций государственного управления в сфере земельных отношений: территориального планирования; землеустройства; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд; перевода земель и земельных участков из одной категории в другую; государственного земельного надзора; государственного кадастрового учета земельных участков; государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;

уметь

• определять порядок осуществления основных функций государственного управления в сфере земельных отношений;

• разграничивать полномочия федеральных уполномоченных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере земельных отношений;

• определять правомерность действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий;

владеть навыками

• осуществления правовой экспертизы нормативных и ненормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общая характеристика управления в области использования и охраны земель

Под управлением в сфере охраны и использования земель понимается совокупность осуществляемых органами государственной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за соблюдением и исполнением требований земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.

В зависимости от статуса субъектов, осуществляющих управление в указанной сфере, оно подразделяется на государственное и муниципальное управление.

Центральное место в системе земельного управления занимает государственное управление, которое осуществляется в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти в сфере охраны и использования земель. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере охраны и использования земель, традиционно подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ. К органам специальной компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Полномочия Правительства РФ в области охраны и использования земель. В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ осуществляет следующие полномочия общего характера, в том числе и сфере земельных правоотношений:

– реализация внутренней политики в пределах своих полномочий;

– осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

– формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.

Кроме того, в соответствии со ст. 18 указанного Закона Правительство РФ организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования.

Указанные полномочия конкретизируются и развиваются в федеральных законах, таких, например, как ЗК РФ и др. Так, в соответствии со ст. 8 ЗК РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительство РФ осуществляет перевод земель из одной категории в другую. В соответствии с п. 5 ст. 13 ЗК РФ для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений. В соответствии со ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов РФ относятся: резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в их границах; управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов власти субъектов РФ по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, осуществляемых за счет собственных средств субъектов РФ, отнесено планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода этих земель в другие категории земель, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности; резервирование земель, изъятие земельных участков для государственных нужд субъектов РФ; определение границ муниципальных образований; утверждение схем территориального планирования субъектов РФ, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством.

Указанные полномочия конкретизируются в земельном законодательстве субъектов РФ. Так, в ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 № 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрены следующие полномочия Правительства Москвы: разработка правил землепользования и застройки; установление порядка определения границ территориальных зон, линий градостроительного регулирования, а также зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд г. Москвы; резервирование земель для государственных и муниципальных нужд г. Москвы; принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд г. Москвы; установление видов разрешенного использования земельных участков и т.д.

Муниципальное управление. В соответствии со ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. К общим полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений указанная статья ЗК РФ относит: резервирование земель; изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Указанные полномочия конкретизируются в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-Φ3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в зависимости от уровня муниципального образования. Так, к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности поселений; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона па право заключения договора о создании искусственного земельного участка; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и ОГЛАВЛЕНИЕ малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (ст. 14 указанного Закона).

К вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схемы территориального планирования муниципального района, подготовленной на ее основе документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в его границах для муниципальных нужд (ст. 15 указанного Закона).

На уровне городского округа утверждаются генеральные планы городского округа, правила землепользования и застройки, подготовленная на их основе документация по планировке территории; местные нормативы градостроительного проектирования городского округа; ведется информационная система обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа; осуществляется резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществляется земельный контроль за использованием земель городского округа (ст. 16 названного Закона).