Управление нравственными отношениями в системе государственной и муниципальной службы: зарубежный опыт

Процессы преобразований в государственной службе РФ как социально-нравственном институте, инициированные Концепцией реформирования системы государственной службы и последующими за ней федеральными законами "О системе государственной службы Российской Федерации" и "О государственной гражданской службе Российской Федерации", фронтальное наступление на коррупцию и осознание прямой зависимости степени "антикоррупционной устойчивости" чиновника от уровня его нравственной культуры актуализировали интерес ученых и практиков к зарубежному опыту решения этических проблем в сфере государственного управления с точки зрения возможности его адаптации в условиях реформирования российской гражданской службы.

Особенно важно сегодня изучать опыт тех стран, которым удалось, в соответствии с Индексом восприятия коррупции (Corruption Perception Index), составляемым международным движением по противодействию коррупции Transparency International, в 2013 г. попасть в двадцатку наименее коррумпированных стран и добиться определенных успехов в управлении сферой нравственных отношений в государственной службе своих стран[1].

Кодирование этических требований к государственным служащим

Кодирование — систематизация этических требований в форме кодекса служебной этики государственных и муниципальных служащих.

Строительство нравственного фундамента государственной службы во многих странах начиналось с создания этического кодекса как нормативного документа, содержащего систему этических принципов, норм и правил, которыми должны руководствоваться государственные служащие в своем"! профессиональной деятельности. Это был первый, но необходимый этап в длительном процессе формирования корпуса государственной службы как института общественного служения.

Пионером в этом выступили США. Первый Кодекс этики в этой стране был разработан еще в 1924 г. Международной ассоциацией администраторов городов (ныне — Международная ассоциация управления городов/округов). В 1958 г. был принят Кодекс этики правительственной службы в форме резолюции Конгресса, подкрепленный в 1965 г. нормативным актом — Стандарты поведения должностных лиц.

За США последовали и другие страны: в 1985 г. в Канаде вступил в силу Кодекс ценностей и этики государственных служащих, в 1995 г. в Германии появился Кодекс антикоррупционного поведения, следом — Рекомендации по его соблюдению, к которым прилагалось Руководство к действию, предназначенное для руководителей, поскольку эффективность мер воздействия и предупреждения коррупции в первую очередь, по мнению германских законодателей, зависит от руководящих должностных лиц.

Процесс разработки и принятия кодексов профессиональной этики государственных служащих значительно активизировался в связи с обращением Комитета министров Совета Европы к правительствам стран-участниц разработать национальные кодексы поведения государственных служащих, руководствуясь Модельным кодексом поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих. В последующие годы все страны — участницы Совета Европы приняли кодексы этики государственных служащих.

Законодательное закрепление этических требований

Мировой опыт показывает, что в определенных конкретно-исторических условиях закрепление моральных ценностей гражданской службы в правовых актах обусловливает успех претворения их в жизнь.

В США в 1978 г. в рамках реформирования гражданской службы был принят Закон о правительственной этике. Было признано, что жизнеспособность и легитимность политической системы в стране во многом зависят от того, насколько государственные институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценностям и идеалам, а их поведение соответствует нормам общественной морали. В ноябре 1989 г. был принят Закон о реформе этических норм, который распространил положения Закона на все ветви федеральной власти — законодательную, исполнительную и судебную. В 1990 г. был подписан исполнительный приказ Президента США № 12731, подтвердивший ранее принятые акты, с помощью которых были введены в действие обязательные для всех чиновников исполнительной власти США, включая должностных лиц высшего ранга, Общие принципы этического поведения членов правительства и государственных служащих. В том же году издан Указ Президента США "Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата". Основные разделы этих правовых актов включают:

— правила отчетности государственных служащих об их финансовом положении;

— вопросы, связанные с приемом подарков и командировками за счет неправительственных источников финансирования, ограничениями на трудоустройство и деятельность бывших служащих после их ухода в отставку, на работу по совместительству и получение гонораров.

Кодирование этических требований к государственным и муниципальным служащим в правовых актах в дальнейшем получило довольно широкое распространение в ведущих странах мира.

В Германии все этические ценности, провозглашаемые для государственных служащих, изложены в Конституции страны, а принципы соотношения прав и ответственности, в том числе моральной, и механизмы их реализации включены в федеральный и земельные законы о государственной службе.

В Ирландии в 1995 г. принят Закон об этике в публичной сфере.

В Австралии в 1999 г. Кодекс поведения австралийских государственных служащих был закреплен в ст. 13 Закона о государственной службе.

В Японии в 2000 г. был принят Закон об этике национальной государственной службы, а правительственным указом утверждены Этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение[2].

В Венгрии Кодекс поведения гражданских служащих в 2001 г. включен в Закон XXIII о правовом статусе гражданских служащих.

Практика закрепления моральных требований к чиновникам в правовых актах была продиктована прежде всего необходимостью оснастить их действенными механизмами в виде санкций. Дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность за нарушение требований к служебному поведению должностных лиц органов управления — сегодня широко распространенная юридическая практика, освященная законами ряда стран.