Лекция 18. Управление качеством

Анализ процесса производства товаров и закономерностей формирования качества показывает, что отдельные меры не дают высокой эффективности и прибыли. Современным подходом является комплексное управление качеством продукции, т.е. установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях жизненного цикла.

Комплексная система управления качеством продукции - это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством на уровне предприятия. Структура комплексной системы управления качеством продукции включает в себя все подразделения и службы предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции.

Основными задачами комплексной системы управления качеством продукции являются: формирование высокого уровня качества при разработке, обеспечение заданного уровня качества при производстве, эффективное использование продукции и поддержание достигнутого уровня качества на стадии обращения и эксплуатации.

Для обеспечения этих задач система выполняет следующие функции:

- прогнозирование;

- планирование;

- разработка и постановка продукции на производство;

- технологическая подготовка производства;

- материально-техническое обеспечение;

- метрологическое обеспечение;

- обеспечение стабильного уровня качества;

- оценка соответствия продукции требованиям;

- подбор и обучение кадров;

- стимулирование повышения качества;

- организация храпения;

- контроль и надзор;

- правовое обеспечение.

Улучшение качества товаров обеспечивает повышение конкурентоспособности. Высокий уровень качества позволяет предприятию занять наиболее устойчивые позиции на рынке. Качество закладывают на нулевой стадии жизненного цикла. Процесс формирования качества распространяется на производственно-хозяйственную деятельность в целом, в которой принимают участие все функциональные подразделения и персонал предприятия.

Качество товаров в России регламентируют национальные стандарты, технические регламенты.

С выходом на международный рынок возникает необходимость соответствия товаров, их производства стандартам серии ISO 9000, которые были разработаны Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization) в Женеве (Швейцария). Организация основана в 1946 г., в настоящее время в ее состав входят 146 национальных организаций по стандартизации. В их числе 94 организации - полноправные члены ИСО, 37 - члены-корреспонденты, 15 - члены-подписчики.

Каждая страна представлена своей национальной организацией. США представлены Американским институтом национальных стандартов (ANSI). Объединение европейских стран в Европейский союз способствовало быстрому принятию общих стандартов по всему миру.

Стандарты ISO 9000 способствуют развитию международной торговли. Они разработаны для внедрения систем управления, с помощью которых организации проектируют, производят, доставляют и поддерживают свои товары и услуги, иными словами, это стандарты, используемые для построения системы управления качеством. Следует отметить, что данные стандарты не связаны с каким-либо конкретным товаром и их нормируемыми показателями качества.

В России приняты ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, а также для независимого использования.

Эти два стандарта различаются только степенью охвата:

- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" - для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов;

- ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности" содержит рекомендации по постоянному улучшению деятельности организации, повышению ее эффективности, однако не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

Организация, которая принимает стандарты ISO, проходит сертификацию в независимом агентстве как свидетельство ее соответствия стандартам. Пройденная сертификация свидетельствует, что у предприятия есть зарегистрированная система качества.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 представляет аутентичный текст стандарта ISO 9001-2000, имеет большое значение в формировании качества производимой им продукции и услуг, соответствующей законодательным и другим нормативным обязательным требованиям, требованиям как потребителей, так и других заинтересованных сторон.

Основные направления формирования политики в области качества, указанные в стандарте, можно назвать политикой повышения конкурентоспособности предприятия, среди которых следует отмстить: улучшение экономического положения предприятия за счет повышения качества продукции; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм; ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; улучшение важнейших показателей качества продукции; снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; увеличение сроков гарантии на продукцию; развитие сервиса.

Повышение и сохранение качества товара требует от предприятия затрат. Регулирование затрат на качество - изменение посредством регулирующих воздействий фактических затрат и их структуры с целью обеспечения заданного эффекта. Экономический эффект от изменения качества - денежное выражение экономического результата, связанного с изменением качества (может быть положительным и отрицательным). Одним из важных видов экономического эффекта при обеспечении качества является предотвращенный убыток, т.е. не возникший отрицательный экономический (результат) эффект благодаря обеспечению качества. Экономический эффект за счет обеспечения качества может быть представлен суммой предотвращенного ущерба в результате проведения работ по обеспечению качества у изготовителя, посредника и потребителя. Экономическая эффективность обеспечения качества - характеристика получаемого экономического эффекта за счет обеспечения качества в сравнении с затратами, необходимыми для обеспечения определенного уровня качества.

По результатам деятельности предприятия проводят функционально-стоимостный анализ (ФСА) - комплексное, системное исследование деятельности предприятия, основанное на рассмотрении взаимосвязи функций, свойств, качеств создаваемых объектов, товаров и затрат на обеспечение этих функций.