Управление использованием и охраной недр

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении России находятся федеральная государственная собственность (в том числе недра земли) и управление ею. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Законодательство о недрах нередко именуется горным законодательством.

Головным нормативным правовым актом – Законом РФ "О недрах" – регулируются отношения по геологическому изучению, использованию и охране недр на территории России, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей (отложений со дна водоемов, используемых в качестве удобрений) и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Согласно указанному закону недра земли предоставляются:

• для разведки и добычи полезных ископаемых;

• геофизических работ, съемки, работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод без существенного нарушения целостности недр;

• геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

• строительства и эксплуатации подземных сооружений;

• образования особо охраняемых геологических объектов;

• сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекций.

Законом РФ "О недрах" определяются правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивается защита интересов государства и граждан России, а также прав пользователей недр.

Этот закон действует почти два десятилетия с серьезными изменениями. За это время приняты новые Федеральные законы "О животном мире" (1995) и "Об охране атмосферного воздуха" (1999), Земельный (2001), Водный и Лесной (2006) кодексы.

По сравнению с ними Закон РФ "О недрах" кажется более стабильным, поскольку законы в правовом государстве должны действовать для упрочения общественных отношений, стимулирования благоприятных перспектив инвестиционного климата, надлежащего освоения, исполнения положений закона правоприменителями, выработки понятной и открытой административной, судебной, арбитражной практики.

Чем дольше действует закон, тем он становится эффективнее; его частые ломки нарушают устойчивость правопорядка, создают у физических и юридических лиц атмосферу правового нигилизма, неуверенности и тревоги, порождают дополнительные возможности коррупции.

Принятие новых законов бывает обусловлено происходящими серьезными объективными изменениями социально-экономической обстановки или обоснованным желанием провести такие изменения с помощью правовых средств.

Действующий Закон РФ "О недрах" был подготовлен и принят в ходе широкомасштабных реформ, длящихся к настоящему времени более двух десятков лет.

Качественного изменения современной экономической, правовой ситуации не наблюдается; основные цели реформ в виде построения рыночной экономики, поощрения и развития разнообразных форм собственности остаются в целом неизменными.

Немало предложений вносится о наделении государства и муниципальных образований соответствующими полномочиями по организации рационального недропользования, о недопустимости разбазаривания подземных богатств страны. Закон РФ "О недрах" все эти пожелания отражает и в основном регулирует организационно-правовой механизм их осуществления.

Если, например, прежняя система конкурсов, аукционов, лицензирования недропользования, предусмотренная законодательством, оказывается непригодной, то не только можно, но и нужно вносить в нес изменения, что постоянно и делается.

Критические требования общества к сохранению национальных богатств в виде недр и повышению эффективности их использования на благо россиян относятся скорее не к нормам закона, а к порядку его применения, к необходимости мобилизации всего арсенала правовых средств, предусмотренных законом.

Гласность в торгах и осуществлении контроля выглядит весьма необходимой в условиях нынешнего состояния государственной и производственной дисциплины. Продуманный комплекс правовых мер способен решать современные проблемы недропользования и справедливых отчислений от него в бюджет.