Управление исключительными авторскими и смежными правами на коллективной основе

Практическое осуществление интеллектуальных авторских и смежных прав и контроль за незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности всегда сопряжены с большими трудностями. Это обусловлено как масштабами Российской Федерации, так и возможностями незаконной имитации данных объектов. Поэтому и в советский период, и особенно в настоящее время принимались и принимаются различные меры как государственного, так и авторского ("общественного") регулирования данных процессов. Поэтому в ст. 1242 ГК речь идет в первую очередь именно о случаях, когда осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Необходимость в коллективном управлении особенно велика применительно к таким видам произведений, как песни, эстрадные, цирковые и другие номера и фонограммы, проследить широкое использование которых в масштабах территории РФ отдельным правообладателям не под силу. Это касается любых форм использования произведений – их публичного исполнения, показа, записи и репродуцирования, включая ксерокопирование.

В указанных целях авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и другим обладателям авторских и смежных прав предоставлена возможность создавать некоммерческие организации, основанные на членстве самих правообладателей. На эти организации (именуемые организациями по управлению правами на коллективной основе) возлагается управление авторскими и смежными правами на коллективной основе в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями.

Создание организаций по управлению на коллективной основе ни раньше, ни теперь не препятствует осуществлению представительства авторских и смежных прав другими субъектами – будь то юридические лица или граждане. Их отношения с правообладателями строятся на базе различных форм общегражданского представительства.

ГК значительно расширил сферу деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе. Они могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, в том числе в отношении определенных способов соответствующих объектов. Например, применительно к литературным произведениям речь может идти об издании их в оригинале и (или) в переводе на иностранный язык либо издании их в простой письменной и (или) электронной форме.

В функции организации по управлению правами на коллективной основе может входить управление любыми авторскими и (или) смежными правами. Как известно, до сих пор имела место определенная специализация данных организаций. В 90-е гг. прошлого столетия были созданы такие управляющие организации, как Российское авторское общество (РАО), чей устав зарегистрирован в Минюсте России 30 сентября 1993 г. (№ 1932), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российская фонографическая ассоциация (РФА), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУЛИ) и Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС). Согласно п. 1 устава РАО оно является общественным объединением авторов или их правопреемников и действует на принципах индивидуального членства. Основными целями РАО являются реализация и защита авторских прав.

Важное значение имеют правовые основания полномочий организаций по управлению правами на коллективной основе. Главным и фактически преимущественным подобным основанием, как и прежде, служит договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый управляющей организацией с правообладателем в письменной форме. Исключение составляет лишь случай, предусмотренный абз. 1 п. 3 ст. 1244 ГК, когда управляющая организация, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация) вправе наряду с управлением правами правообладателей, с которыми она заключила соответствующие договоры (п. 3 ст. 1242 ГК), осуществлять управление правами и собирать вознаграждение для тех из них, с которыми у нее такие договоры отсутствуют.

Важно и другое. Рассматриваемый договор может заключаться с правообладателями как являющимися, так и не являющимися членами управляющей организации. Ранее договор заключался только с членами организации. Более того, в настоящее время организация обязана принять на себя управление правами, если управление конкретной категорией прав относится к ее уставной деятельности.

Коллективное управление тесно связано с сотрудничеством между самими управляющими организациями, в том числе из зарубежных стран. В силу п. 3 ст. 1242 ГК основанием полномочий управляющей организации может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.

Поскольку обе категории договоров управляющих организаций (договор о передаче полномочий, заключаемый с правообладателями, и договор с другими управляющими организациями) по своей природе являются гражданско-правовыми, к ним по общему правилу применяются как общие положения об обязательствах (ст. 307–419 ГК), так и аналогичные положения о договоре (ст. 420–453 ГК). Напротив, правила ГК о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах к указанным договорам не применяются.

Учитывая, что управляющие организации являются некоммерческими, они не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

С другой стороны, эти организации в силу своего назначения могут от имени правообладателей или от своего имени обращаться в суд с требованиями, а также совершать иные юридические действия, направленные на защиту переданных им в управление прав. При этом аккредитованная организация (ст. 1244 ГК) также вправе делать это, но уже от имени неопределенного круга правообладателей и в целях защиты прав, управление которыми она призвана осуществлять.

Правовой статус управляющих организаций, их функции, права и обязанности их членов определяются, помимо ГК (ст. 116–123), также законами о некоммерческих организациях и их собственными уставами, в частности Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и др.

Основной гражданско-правовой формой взаимоотношений управляющей организации с пользователями охраняемых объектов авторских и смежных прав служит заключаемый ими лицензионный договор. По данному договору управляющая организация предоставляет пользователям права на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав, переданных ей в управление правообладателями.

Право использования предоставляется на условиях простой (неисключительной) лицензии. Одновременно управляющая организация в рамках договора осуществляет сбор с пользователей вознаграждения за использование объектов указанных авторских и смежных прав.

Если объекты авторских и смежных прав согласно нормам ГК могут использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, например в случае публичного исполнения фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщения в эфир или по кабелю, управляющая организация также может заключать с пользователями договоры, но не лицензионные, а о выплате вознаграждения.

В рамках этих договоров управляющая организация также собирает средства на цели выплаты вознаграждения.

ГК не обязывает управляющую организацию к заключению лицензионного договора или договора о выплате вознаграждения. Вместе с тем по закону данная организация не вправе без достаточных оснований отказать пользователю в заключении договора. К числу подобных оснований отказа можно, по аналогии с правом банка на отказ клиенту в открытии счета, отнести отсутствие у управляющей организации реальной возможности предоставить конкретному пользователю переданные ей в управление авторские или смежные права либо получать от него средства на цели выплаты вознаграждения. Отказ может также допускаться законом или иными правовыми актами.

Поскольку согласно абз. 2 п. 1 ст. 1242 ГК создание управляющих организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами, лицензионный договор с пользователями могут заключать и собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав эти юридические лица и граждане. Более того, возможно заключение лицензионного договора с пользователем непосредственно самим правообладателем. В подобных случаях управляющая организация может лишь собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав. Однако это право управляющей организации должно быть прямо предусмотрено договором правообладателя с пользователем.

Наряду с обязанностью выплаты вознаграждения пользователи обязаны по требованию управляющей организации представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав. Кроме того, они обязаны представлять другие сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Их перечень и сроки представления должны быть определены в договоре. В число указанных документов могут входить, в частности, акты реализации экземпляров книг, другой печатной продукции, фонограмм, баз данных, ведомости кассовых сборов театров, кинотеатров и филармоний.

В случае создания произведения в соавторстве или принадлежности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации нескольким лицам совместно, а также в случаях использования в исполнении, фонограмме, сообщении по радио или телевидению и в других подобных случаях охраняемых объектов авторских и смежных прав управляющая организация должна производить распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществлять выплату им этого вознаграждения.

Одновременно управляющая организация имеет право получать своеобразную компенсацию за свои услуги путем удержания из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения. Кроме того, управляющая организация вправе удерживать из вознаграждения суммы, направляемые в специальные фонды, создаваемые ею с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей. Размеры удерживаемых сумм и порядок их удержания во всех случаях предусматриваются уставом соответствующей управляющей организации.

Порядок выплаты вознаграждения правообладателям регламентирован в ст. 1243 ГК. Во-первых, распределение и выплата вознаграждения должны производиться не одноразово, а регулярно и в сроки, предусмотренные уставом управляющей организации. Во-вторых, при распределении вознаграждения между несколькими правообладателями должен соблюдаться принцип пропорциональности: вознаграждение должно распределяться и выплачиваться пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав. Например, согласно п. 1 ст. 1326 ГК вознаграждение за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 50% – исполнителям, 50% – изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

В соответствии с п. 3 ст. 1245 ГК вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 40% – авторам, 30% – исполнителям, 30% – изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений также осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений в порядке, установленном Правительством РФ[1].

Фактическое использование объектов авторских и смежных прав для целей распределения и выплаты вознаграждения определяется на базе упоминавшихся ранее сведений и документов, получаемых от пользователей (актов реализации, счетов-фактур, накладных, ведомостей кассовых сборов, сведений о тиражах изданий и т.п.), в том числе данных статистической отчетности. Выплачивая вознаграждение, управляющая организация одновременно обязана представлять правообладателю надлежаще оформленный и заверенный отчет об использовании его прав, включая сведения о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него.

В функции управляющей организации входит формирование реестров, содержащих сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Кроме сведений, которые по закону не подлежат разглашению без согласия правообладателя (в частности, некоторые сведения персонального характера), другие сведения, содержащиеся в указанных реестрах, предоставляются заинтересованным организациям в порядке, установленном управляющей организацией.

Широкая компьютеризация различных видов деятельности обусловила возложение на управляющую организацию функции размещения в общедоступной информационной системе информации о правах, передаваемых ей в управление. В эту информацию включаются наименование объекта авторских или смежных прав, а также имя автора или иного правообладателя. При этом учитываются различные способы фиксации имени правообладателя-гражданина и наименования правообладателя – юридического лица.

Необходимость государственной аккредитации управляющих организаций обусловлена как практической важностью выполняемых ими функций в сфере соблюдения и защиты интеллектуальных исключительных авторских и смежных прав, так и необходимостью должного правового контроля за их деятельностью. Вследствие этого закон всесторонне регламентирует сферы коллективного управления, в которых осуществляют свою деятельность управляющие организации; принципы государственной аккредитации; условия взаимоотношений аккредитованной управляющей организации с правообладателем, не заключившим с ней договора о передаче полномочий по управлению правами; характер мер, принимаемых аккредитованной организацией по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения, а также формы государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций.

Прежде всего следует отметить, что определение порядка государственной аккредитации управляющих организаций делегировано Правительству РФ. При этом установлено, что эта аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения всех заинтересованных лиц, включая правообладателей. Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, утверждено постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 992.

В ст. 1244 ГК предусмотрено шесть сфер коллективного управления, в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление своей деятельности. Первые две из этих сфер касаются управления смежными правами исполнителей, вещательных организаций и связанными с ними авторскими правами композиторов и авторов аудиовизуальных произведений. Речь идет, во-первых, о такой сфере, как управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения с текстом или без текста (оперы, оперетты, симфонии и т.п.) в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции. Во-вторых, сфера коллективного управления связана с осуществлением авторских прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений с текстом или без текста, использованных в аудиовизуальном произведении. Имеются в виду их права на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения. Это право композиторов предусмотрено п. 3 ст. 1263 ГК. Третьей сферой коллективного управления является управление правом следования. Данное право установлено на случай отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях являются задачей четвертой сферы коллективного управления. Самостоятельной (пятой) сферой коллективного управления служит осуществление предусмотренных ст. 132 ГК прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, составляет задачу шестой сферы коллективного управления.

Следует особо подчеркнуть, что государственная аккредитация на осуществление каждой из перечисленных сфер коллективного управления может быть получена только одной управляющей организацией. Вместе с тем любая из управляющих организаций может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности не только в одной, но и в двух и более из указанных в п. 1 ст. 1244 ГК сфер коллективного управления. Более того, по отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, в частности Федеральным законом "О защите конкуренции".

Круг правообладателей, управлением прав которых занимается организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, т.е. аккредитованная организация, регламентирует п. 3 ст. 1244 ГК. Прежде всего такая организация управляет правами правообладателей, заключивших с ней договор о передаче полномочий в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242. Наряду с этим аккредитованная организация вправе осуществлять управление и сбор вознаграждения для правообладателей, с которыми она не заключила договоры о передаче полномочий по управлению правами.

Наряду с аккредитованными организациями договоры с пользователями во всех сферах коллективного управления, в том числе в рассмотренных ранее шести сферах данного управления, могут заключать другие организации по управлению правами на коллективной основе. Однако, в отличие от аккредитованных организаций, эти организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами. Такие договоры о передаче полномочий заключаются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК.

Возможность пользования услугами аккредитованной организации является правом, но не обязанностью правообладателя, не заключившего с этой организацией договора о передаче полномочий по управлению правами. Вследствие этого правообладателю предоставлено право в любой момент полностью или частично отказаться от управления его правами данной организацией. Отказ осуществляется путем письменного уведомления правообладателем о своем решении аккредитованной организации. ОГЛАВЛЕНИЕ уведомления должно отражать характер решения правообладателя. В частности, если правообладатель намерен отказаться от управления аккредитованной организацией только части авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей в уведомлении перечень подобных исключительных прав и (или) объектов.

На исключение аккредитованной организацией указанным правообладателем прав и (или) объектов из договоров со всеми пользователями аккредитованной организации отведено три месяца, исчисляемых со дня получения ею от правообладателя соответствующего уведомления. При этом аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей по ранее заключенным договорам, и представить необходимый отчет.

На аккредитованную организацию закон возлагает, исходя из функций такой организации, обязанность по принятию всех разумных и достаточных мер по установлению правообладателей, имеющих право на вознаграждение в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Более того, по общему правилу правообладатель, имеющий право на получение вознаграждения в соответствии с указанными договорами, вправе претендовать на вступление в члены аккредитованной организации. Аккредитованная организация может отказать ему в приеме, только если подобный отказ установлен законом.

Закон предусматривает осуществление государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Контроль осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Аккредитованные организации обязаны ежегодно представлять в этот орган отчет о своей деятельности и публиковать отчет в каком-либо общероссийском СМИ. Установление формы отчета возложено на указанный уполномоченный орган исполнительной власти. Никакой ответственности за непредоставление отчета и его опубликование в ст. 1244 ГК не предусмотрено.

Определение порядка утверждения типового устава аккредитованной организации возложено на Правительство РФ. Исходя из правовой природы и назначения типового устава, следует полагать, что на его основе каждая из аккредитованных организаций будет утверждать свой собственный устав, отражающий особенности ее деятельности по управлению на коллективной основе правами в своей сфере управления.

Важные функции аккредитованных управляющих организаций связаны с выплатой вознаграждения правообладателям. Статья 1245 ГК регламентирует весьма актуальные, если не сказать злободневные, отношения материального стимулирования субъектов широко и подчас неконтролируемо воспроизводимых фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Эти вопросы, решить которые пытаются сами правообладатели, органы государственной власти, правоохранительные органы многих стран, а также ВОИС, связаны с массовым интеллектуальным пиратством в данной сфере.

Допуская свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных, т.е. домашних, семейных и т.п., целях, закон одновременно предоставляет авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений право на вознаграждение за подобное воспроизведение. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер. Однако механизм и источники, определение размера и порядок выплаты подобного компенсационного вознаграждения до конца не отработаны. В ст. 1245 ГК намечены лишь наиболее общие пути и средства решения проблемы выплаты данного вознаграждения. Во-первых, установлено, что вознаграждение выплачивается правообладателям за счет средств, подлежащих уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений. Утверждение перечня оборудования и материальных носителей, а также размера и порядка сбора соответствующих средств делегировано Правительству РФ. Во-вторых, осуществление сбора средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях возложено на аккредитованную организацию, получившую государственную аккредитацию в одной из шести сфер коллективного управления в соответствии со ст. 1244 ГК. В-третьих, ст. 1245 ГК устанавливает долевой принцип распределения вознаграждения между правообладателями за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях: авторам – 40%, исполнителям, а также изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений – по 30%.

Аналогично случаю с распределением между правообладателями вознаграждения в соответствии с п. 3 ст. 1326 ГК за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю, распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями аудиовизуальных произведений осуществляется пропорционально фактическому использованию свободно воспроизводимых фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Установление порядка как распределения, так и выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений возложено на Правительство РФ. Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988.

Возможным способам решения данной проблемы, а также зарубежному и международному регулированию порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения обладателям авторских и смежных прав как за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, так и за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, посвящены многочисленные публикации, а также некоторые документы ВОИС[2].

Имеющиеся данные свидетельствуют о довольно больших суммах средств, собираемых с изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для публичного исполнения фонограмм, публикуемых в коммерческих целях, а также для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, и идущих для выплаты в качестве вознаграждения обладателям различных авторских и смежных прав при посредстве организаций по коллективному управлению правами.

В порядке исключения в некоторых случаях средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются. Эти случаи обусловлены назначением изготавливаемого оборудования и материальных носителей. В свою очередь, характер назначения определяется территорией сбыта оборудования и материальных носителей (экспорт, импорт) и целями деятельности изготовителей и импортеров соответствующего оборудования. В соответствии с этим указанные средства не взимаются, во-первых, с отечественных изготовителей оборудования и материальных носителей, являющихся предметом экспорта. Во-вторых, они не взимаются с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях, т.е. в условиях непредпринимательской деятельности.