Лекция III. Управление инновационным предпринимательством и его ресурсами

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• сущность планирования развития инновационного предпринимательства;

• организационные формы планирования инновационной деятельности на предприятии; структуру бизнес-плана инновационного проекта;

уметь

определять цели планирования инновационной деятельности;

• формировать направления бизнес-планирования инновационной деятельности;

• определять основное ОГЛАВЛЕНИЕ стратегии развития инновационного предпринимательства и бизнес-плана инновационного проекта;

владеть

• методами разработки стратегий развития инновационного предпринимательства и инструментами формирования бизнес-плана инновационного проекта.

Система планирования развития инновационного предпринимательства

Каждый хозяйствующий субъект независимо от формы собственности, масштабов и направлений деятельности занимается планированием, в том числе планированием развития инновационной деятельности. В общем виде планирование развития инновационного предпринимательства можно определить как процесс обоснования и выбора целей предприятия по инновационной деятельности на определенную перспективу, основных направлений и решений с разработкой соответствующей технологии для их достижения. Необходимо подчеркнуть тот факт, что современная экономика выдвигает повышенные требования к процессу планирования инновационной деятельности.

Характерная особенность планирования в условиях рыночной экономики состоит в том, что принятие и утверждение планов осуществляет только собственник (либо его представитель) или уполномоченный им работник, нанятый по контракту и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому требуется комплексный подход к планированию инновационной деятельности предприятия. Указанный подход необходим для взаимной увязки и согласования используемых методов планирования (программно-целевого, разработка целевых комплексных программ научно-технического прогресса и программ технического перевооружения производства, оперативно-производственного планирования, планирования по факторам производства и др.).

Объективные тенденции развития рыночной экономики определяют характер и целевую направленность планирования инновационной деятельности на предприятии. Необходимо своевременно учитывать характер и степень влияния на предприятие внешних факторов воздействия (конкурентов, поставщиков ресурсов, изменение конъюнктуры на рынках сбыта, динамику потребительских предпочтений), стремиться определить воздействие предстоящих научно-технических, социально-экономических, организационных, экологических, политических и других изменений. Целесообразно самостоятельно разрабатывать долгосрочную стратегию развития инновационной деятельности на уровне предприятия. Отсюда изменяются формы и принципы внутрифирменного планирования. Рамки текущего (годового) планирования становятся "узкими", что диктует необходимость использования перспективного планирования. Перспективный план, отражающий стратегические цели в области инновационной деятельности, превращается в главный ориентир для текущего планирования и основой деятельности предприятия. В свою очередь, результаты текущей деятельности за год используются для своевременной корректировки перспективных планов с учетом изменившейся хозяйственной ситуации. Иными словами, используется принцип скользящего планирования.

Планирование как функция управления осуществляется для конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на определенный период, постановки задач и выбора средств их достижения, определения необходимых материальных, финансовых и трудовых ресурсов для выполнения поставленных целей и задач. Разрабатывается комплекс мер, направленный на взаимную увязку деятельности отдельных структурных подразделений предприятия при определении путей, последовательности и направлений достижения конкретных целей, включая всю технологическую цепочку (от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до производства, сбыта и сервисного обслуживания). Для этого требуется знать перспективы конъюнктуры рынка, тенденции потребительского спроса, возможности наиболее эффективного применения используемых ресурсов. Необходима также постоянная увязка планирования с маркетингом и контролем. Планирование осуществляется в виде взаимосвязанной совокупности перспективных и текущих планов.