Лекция 2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Во второй главе определена сущность системы управления; рассмотрена методология, функции и принципы управления; представлены модели управления и их классификация. Рассматривается эволюция менеджмента; управление как система, которой присущи понятия "объект" и "субъект", а также взаимосвязь основных категорий теории управления и принятия решений. Изучив хронологию научных подходов к системе управления, можно понять экономические законы и их характеристики, оценить школы научного управления разных эпох.

После изучения данной главы обучающийся будет:

1) знать: законы развития общества и мышления; экономические законы и их характеристики; хронологию научных подходов в системах управления; основные этапы эволюции управленческой мысли; понятие, сущность и виды управления; принципы и функции управления;

2) уметь: различать понятия "ситуация" и "проблема"; выявлять проблемы, которые необходимо решить; различать стратегические и оперативные цели организации; ставить цели и задачи;

3) владеть: умением анализировать исторические процессы и события; навыками планирования деятельности в процессе принятия управленческих решений.

История развития управления как науки

Исторические и экономические предпосылки развития науки об управлении

Одним из предметов размышлений великих мыслителей древности был вопрос о природе и принципах справедливого управления. Строительство египетских пирамид – яркий пример в том числе и управленческого искусства, так как для реализации этого колоссального проекта необходимо было решить сотни организационных вопросов: где и каким способом получать камень, какого размера должны быть блоки, как их подвозить к месту строительства, с помощью какого транспорта и т.д. Древние египтяне, таким образом, владели не только строительным искусством, но и методами управления и планирования.

Древние греки также уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. Платон считал управление наукой, которая должна базироваться на всеобщих разумных законах. С его точки зрения, в управлении обществом главная роль должна принадлежать политикам, осуществляющим надзор "за человеческим стадом"[1]. Сократ же представлял себе управление как особую сферу человеческой деятельности, а главным считал выполнение поставленных задач путем постановки людей на нужное место.

В условиях феодального общества потребность в изучении проблем управления была ограничена. С развитием общественного производства в большей степени стали использоваться материальные стимулы и экономические рычаги управления трудом, при этом возникла потребность в новых формах управления и надзора за работниками. С развитием индустриальной организации производства владельцы средств производства стали передавать часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим, которые стали называться менеджерами, при этом менеджеры выступали исполнителями воли собственника на предприятии.

Первые попытки организации производства на научных основах были внедрены в Англии в начале XIX в. Уже в первой половине XIX в. экономисты отмечали важность роли управляющего в налаживании эффективной организации производства. Так, в 1835 г. английский экономист С. Ньюмен назвал качества, которыми должен обладать менеджер: умение предвидеть ситуацию, проявлять настойчивость и твердость в реализации поставленных целей; решительность; добросовестность; осведомленность и знание производства[2]. Однако в своих первоначальных формах менеджмент чаще был близок к традиционному авторитарному стилю руководства, характеризовался жестким обращением с работниками, при этом широко использовались силовые методы управления, штрафы и наказания.

Менеджмент не признавался важнейшей составляющей успеха или неудачи до тех пор, пока деловое администрирование не превратилось в особый вид искусства и род занятий. Создателями школы менеджмента считаются Ф. Тейлор, Ф. Гилберт, Г. Гант. Они полагали, что используя наблюдения, логику и анализ, можно усовершенствовать управление и достичь значительных результатов.

В 1980-е гг. произошел переход к машинному производству, с которым связано появление термина "индустриальное управление". На этом этапе развития управления намечается тенденция перехода от принципа надзора к принципу организации труда. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в развитие теории управления внесли английские политэкономы У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Английский социалист-утопист Р. Оуэн впервые особо отметил роль человеческого фактора на производстве[3].

На формирование теории управления большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. В работе "Нищета философии" К. Маркс отмечал, что для различных форм организации общества характерны различные формы разделения труда. "Команда капиталиста на поле производства делается теперь столь же необходимой, как команда генерала на поле сражения"[4]. В другом своем труде К. Маркс писал: "Всякий непосредственно общественный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общественные функции"[5].

В эпоху развития капитализма появилась острая необходимость в организации научного управления для решения проблем производства. Уровень подготовки инженеров и мастеров был недостаточным, их практическая деятельность основывалась на интуиции, а не на применении научных методов управления. Не отвечала требованиям времени техническая и технологическая культура производственных процессов.

Таким образом, основными предпосылками формирования менеджмента как управления стали индустриальный способ организации производства и развитие рыночных отношений, базисными элементами которых являются спрос и предложение.

Па начальных этапах развития управления как науки постоянно возникали новые управленческие идеи, и к середине XX в. сформировалось немалое количество теорий, концепций и направлений в развитии менеджмента.

В практике и отечественной литературе понятие "менеджмент" (вместо понятия "управление") стало широко использоваться в 1990-с гг. в связи с переходом от административно-командной системы к формированию управления, основанного на рыночных отношениях. В работах М. Мескона, М. Альберта, Фр. Хедоури, Р. А. Белоусова, Д. М. Гвишиани, Г. X. Попова, В. Г. Афанасьева, А. М. Бирман и др. оценивается отечественный и зарубежный опыт управления, даны рекомендации по использованию и совершенствованию системы управления в России.

Значительный вклад в развитие теории управления внесли политэкономия, философия, психология, социология, а также технические науки. Как любая наука, история управления имеет свой предмет исследования – это управленческая мысль. Между историей развития менеджмента и процессом развития системы управления нельзя ставить знак равенства, так как история развития управленческой мысли опережает процесс совершенствования системы управления на практике. Вместе с тем между ними существует как прямая, гак и обратная связь (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Связи системы управления

Управление – это функция биологических, социальных и технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности[6]. На основании этого определения можно сделать вывод, что существует три класса управления:

1) в технических системах – управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин;

2) в биологических системах – управление, связанное с процессами, протекающими в живой природе с жизнедеятельностью организмов;

3) в социальных системах (социальное управление) – управление людьми.

Социальное управление – это процесс, присущий только человеческому обществу. Оно осуществляется в целях упорядочения общества, сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития[7]. Возникновение социального управления как особого вида общественной деятельности связано прежде всего с появлением и развитием разделения труда. Совместная работа многих людей составила одну из форм общественного разделения труда – кооперацию; при этом связь и единство общественного процесса работы обеспечиваются одной управляющей функцией, которая оказывает воздействие на весь коллектив, т.е. управление присуще всему общественному труду. Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, представляет собой управление людьми.