Упорядоченность изменений в обществе

В зависимости от соотношения объективных факторов и субъективного начала процессы социальных изменений могут иметь как организованный, так и стихийный характер.

Стихийные изменения выступают итогом результирующего взаимодействия самых разных и зачастую взаимопротиворечивых тенденций. Научным преломлением изучения и использования такого рода процессов выступает синергетика (от греч. syergetikos – совместный, согласованно действующий), разрабатывающая идею нелинейности процессов в сложноорганизованных системах. Основу синергетических исследований составляют идеи известного бельгийского ученого, лауреата Нобелевской премии по химии (1977) Ильи Пригожина (1917–2003), указавшего на наличие некоторой неопределенности в развитии сложных систем. Синергетика в ее приложении к анализу социальных изменений исходит из следующего:

1) сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; более важно раскрыть уже имеющиеся в них определенные тенденции и найти пути их использования;

2) существует множество возможных путей развития ситуации внутри системы, объекта или явления;

3) исходным состоянием самоорганизации процессов и структур в открытых нелинейных многомерных системах является хаос;

4) существует подвижная грань между стихией флуктуаций (возмущений) и случайностей в развитии открытых систем, с одной стороны, и порядком, основанным на жестком контроле в тоталитарных системах – с другой.

Таким образом, синергетика позволяет представить мир социальных изменений более сложным и неоднозначным, нежели, например, концепция технологического детерминизма.

Организованный характер изменений связан со стремлением социальных сил, их инициирующих, достигнуть заранее намеченного результата, в том числе сознательно преследуемых ими целей. В понимании процесса организованных изменений пролегает граница эволюционного и конфликтологического направлений социологической мысли.

Эволюционное направление (О. Конт, Г. Спенсер) сформировалось как прямая реакция на ту нестабильность, которая характеризовала социальное развитие большинства стран Западной Европы с конца XVIII столетия. С точки зрения сторонников данного направления, задача социологии состояла в том, чтобы своевременно открывать законы общественного развития и, используя полученное знание, предотвращать острые социальные конфликты, чреватые саморазрушением системы. В связи с этим основным инструментом совершенствования социального организма они считали реформирование.

Реформа – это процесс постепенного преобразования социальной структуры общества (групповой, институциональной и ценностно-нормативной), ведущий к ее внутреннему обновлению в соответствии с требованиями среды. Реформы могут затрагивать как отдельные стороны и сферы жизни общества, так и иметь всеобъемлющий характер. Значимую роль играет наличие воли у субъекта, осуществляющего реформы, его решимость не останавливаться и идти до конца.

Примерами таких преобразований в отечественной истории являются реформы Петра I и Александра II, много сделавших для переустройства государственных и общественных структур России. Применительно к зарубежным странам можно назвать осуществленный американцами план денацификации Германии и демилитаризации (разоружения) Японии после окончания Второй мировой войны, а также объединение ФРГ и Восточной Германии в 1990-е гг. Результатом всех этих реформ стало постепенное (эволюционное) преобразование существовавших структур политической власти, отношений собственности, сферы культуры и идеологии и формирование принципиально новых социальных систем.

Конфликтологическое направление в версии, представленной в учении о классовой борьбе К. Маркса и Ф. Энгельса, основной акцент делало на радикальные общественные преобразования. В противоположность представителям эволюционного подхода марксисты с самого начала усматривали задачу социологии в том, чтобы вскрыть социальные противоречия и антагонизмы в развитии общества. Использование этих противоречий должно было, по их мысли, способствовать развертыванию классовой борьбы пролетариата, доведению ее до победы социальной (социалистической) революции.

Социальная революция – это процесс коренной насильственной ломки существующего социального порядка в обществе. Как правило, она связана с захватом политической власти в государстве, опираясь на которую осуществляются преобразования в сфере экономики, политики, права и культуры.

Так, Великая французская революция 1789 г. на начальном этапе затронула именно вопрос власти и смены политического режима. Процесс социальных преобразований во французском обществе занял почти все последующее столетие, свидетельством чего стала череда революционных потрясений.

Основная граница между реформами и революционным путем пролегает через их отношение к использованию насилия как способа социальных изменений. Следование насильственным методам в первом случае является скорее исключением, чем правилом. Их применение может быть вызвано чисто ситуационными моментами. Наоборот, всякая революция начинается с насильственного акта захвата власти и в дальнейшем использует его как основной инструмент проведения своей политики (примерами такого рода выступает якобинский террор 1789–1793 гг. или красный террор во время гражданской войны в России). Как показывает исторический опыт, насилие из средства чаще всего превращается в самоцель, порождая массовые преследования и репрессии по отношению к ни в чем не повинным гражданам (именно таков был ход развития большинства революций в XX столетии).

Конечно, эволюционный и конфликтологический пути в действительности теснейшим образом связаны друг с другом. Даже в странах с устойчивыми демократическими традициями прибегают к "пожарным", имеющим революционный характер мерам, если социальные реформы запаздывают (реформы президента Рузвельта в американской экономике середины 1930-х гг., действия генерала де Голля в конце 1950 – начале 1960-х гг. по выводу французского общества из кризиса).

Наряду с эволюционной и конфликтологической парадигмами в подходе к социальным изменениям могут быть выделены следующие направления:

1. Исследование изменений, происходящих на макроуровне (общество, его структура, социальные группы и институты) и микроуровне (малые группы, межличностные отношения).

2. Изучение факторов, вызывающих изменения (являются ли они внутренними либо внешними по отношению к конкретному обществу, социальной группе или институту).

3. Рассмотрение непосредственной причины социальных изменений (экология и демографические процессы, политический конфликт, новая система идей или научные и технологические инновации).

4. Выявление движущих сил изменений (новая интеллектуальная элита, технократы, лица с отклоняющимся поведением).

В настоящее время идеи линейной изменчивости подвергаются критике. С наибольшей силой это выражено в таком течении мысли, как постмодерн (Ж. Бодрийяр, П. Друкер и др.). Постмодерн в первую очередь связан с тем, как социальная реальность и ее проявления отражаются в различных формах социального сознания. Модернистское мироощущение основывалось на убежденности в познаваемости мира и принципиальной возможности его переустройства на рациональной (научной) основе. Постмодерн, напротив, символизирует кризис прежних представлений. Это выражается в распространении различных форм пессимизма, включая сомнение и отрицание социального прогресса, классической рациональности, переориентацию внимания общества на такие вопросы, как толерантность и культурное многообразие, обеспечение качества жизни и защита окружающей среды, большая вариативность способов социальной организации.