УПК Молдовы

Принципиальные дополнения в УПК Молдовы были приняты парламентом Молдовы 5 апреля 2012 г. и вступили в силу 27 октября 2012 г. Анализируемая нами деятельность в УПК этого государства именуется специальной розыскной, а соответствующие действия – специальными розыскными мероприятиями (СРМ)[1].

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 93 УПК Молдовы "Доказательства" процессуальные акты о результатах СРМ и приложения к ним, включая стенограммы, фотографии, записи и др., являются источниками доказательств (в терминологии УПК Молдовы – средствами доказывания).

Наряду с известными российскому законодательству об ОРД действиями УПК Молдовы детально регламентирует производство такого СРМ, как трансграничный надзор (ст. 1381). Подобного рода "надзор" позволяет представителям органа уголовного преследования другого государства проводить на территории Молдовы наблюдение за лицом, предположительно участвовавшим в совершении преступления, с целью его последующий экстрадиции (за исключением случаев, когда международные договоры предусматривают иные правила).

Статья 1342 УПК Молдовы регламентирует негласный процессуальный мониторинг или контроль финансовых сделок и доступ к финансовой информации. Статья 134•4 – документирование при помощи технических средств и методов, а также локализацию и отслеживание объектов через глобальную систему позиционирования (GPS) или с помощью других технических средств. Статья 1344 – сбор информации от поставщиков услуг электронных коммуникации и др.

Предусматривает Кодекс и дополнительные гарантии для лиц, участвующих в СРМ, например аудиотрансляцию показаний с применением технических средств, изменяющих голос.

УПК Грузии

УПК Грузии[2]. В структуру УПК Грузии также включен специальный раздел – гл. 16 "Тайные следственные действия". В соответствии с ч. 3 ст. 136 УПК Грузии данные действия запрещается проводить в отношении общественных, политических, научных (?), просветительских (?) или религиозных организаций, СМИ и издательств, если они не стремятся к свержению конституционного строя Грузии и (или) его насильственной смене, подрыву независимости страны и (или) если такая организация не занимается пропагандой войны или насилия либо разжиганием национальной, религиозной или социальной розни.

Обращают на себя внимание требования ст. 140 УПК Грузии, обязывающей должностных лиц сократить до минимума объем выполняемых ими негласных следственных действий.

Наиболее примечательно то, что перечень тайных следственных действий носит не исчерпывающий характер. Наряду с созданием конспиративной организации, внедрением оперативного сотрудника в преступную группу, визуальным или любым другим контролем (слежкой), тайным прослушиванием и записью коммуникаций и др., п. "ж" ч. 1 ст. 136 УПК Грузии закрепляет крайне спорное правило – допустимость проведения "любых других тайных следственных действий, которые ставят целью получение доказательств".