Универсально мыслящий человек

Современному человеку необходимо обладать способностью преодолевать рамки сложившейся культуры, искать эффективные решения, отвечающие сложным вызовам меняющейся реальности, выходить в новые логические пространства формирования смысла. В системе мировых взаимодействий возрастает роль субъектных отношений и целенаправленного управления. Именно интеллектуальный фактор будет решающим в выборе не только приемлемых вариантов для продолжения жизни на Земле человеческого сообщества, но и выхода человеческой цивилизации на новые рубежи.

Поскольку в реальный процесс общения людей вовлечено множество культурных феноменов, то следует признать непрерывное протекание в мышлении человека некоего полилога. На смену диалогической логике приходит плюралистическая методология, стремящаяся охватить множество культурных смыслов, ценностей, значений и представить мир во всей его многообразной целостности. Именно в переходные периоды развития культуры происходит преобразование базисных смыслов универсалий культуры, что означает трансформацию не только образа человеческого мира, но и самого человека, его отношений к действительности, корректировку его ценностных ориентации, выработку иных способов мышления. Поэтому в современной эпохе с необходимостью вырабатываются такие мировоззренческие универсалии, которые коррелируются с происходящими изменениями в мире. При всем существующем многообразии культур и цивилизаций в современном мире, нет никаких оснований утверждать, что это различие просто нивелируется и на смену придет некая унифицированная цивилизация. Тем не менее, нельзя не осознавать, что наша современность - это общемировое состояние, которое влияет на все паши действия, интерпретации и обычаи поверх национальных границ, вне зависимости от того, каковы наши реальные культурные истоки. Это состояние современности мы должны принять, ибо внутри него мы живем и действуем.

Из всего потребляемого человеком информационного богатства человек задействует не все, а то, что отвечает его интенциям, интересам, потребностям, склонностям и т.п. При этом человек может стать универсально мыслящим, т.е. стать мудрым человеком, что необходимо для взаимопонимания. Когда-то фиксировали путь восхождения по следующим ступеням: от мудрости к знанию, от знания к информации. Сегодня актуальным представляется путь в обратном направлении - от информации к мудрости. Этот путь не имеет линейной направленности, в мышлении происходят сложные процессы отбора информации, подверженные случайным факторам. В этой связи сложились понятия, которые фиксируют характер этих нелинейных, происходящих в мышлении человека процессов. Некоторые из них касаются логики, другие - философии, по все они выходят в сферу этики. Ибо как мыслить человеку в мире, где существует на первый взгляд множество ценностей, идеалов, взаимоисключающих оценок; как систематизировать знание: но принципу "новое - старое", или "известное - неизвестное", или же категоричнее: "свое - чужое", т.е. принадлежащее к моей культуре и инокультурное?

Следует осознать зависимость собственного мышления от стереотипов своей культуры, от особенностей личного социокультурного опыта. Процесс восприятия и оценивания культурных феноменов - то не простое приписывание им привычных значений, а это еще и позиция, которую мы занимаем. В культурной антропологии различают понятие культурной относительности (культурный релятивизм), которое означает понимание культуры с точки зрения се носителей. Может быть точка зрения инсайдера ("своего" человека) на собственную культуру. Возможен и другой взгляд на культуру - с внешней стороны - с позиций аутсайдера (стороннего наблюдателя). Комплементарность (взаимное соответствие, связь дополняющих друг друга структур) взглядов инсайдера и аутсайдера (участника и наблюдателя) способствует целостному восприятию культурных артефактов.

Эту проблемную ситуацию восприятия инокультурных ценностей, способов их оценивания анализируют также в рамках логики. Отечественный мыслитель Владимир Соломонович Библер (1918-2000), продолжая идеи М. М. Бахтина и продуктивно разрабатывая обоснование мышления как формы диалога, в результате которой только и может возникнуть творческое мышление, вводит понятие "парадоксальность логики". Если в культуре Нового времени познание было ориентировано на науку, в которой решающим оказывалось стремление к обнаружению единственной истины, то уже в XX в. логика мышления тяготеет к другому прообразу - к искусству, в сфере которого не стоит вопроса об истинности или неистинности. Каждое художественное произведение, каждый предмет культуры, каждое новое культурное событие, новый образ культуры выходят за пределы познавательно ориентированного разума и представляют собой самоценный факт. Такой тип мышления необходим для взаимопонимания культур.

Прежде чем такое диалогическое общение с фактом иной культуры может состояться, в мышлении человека должна быть подготовлена основа для этого процесса, для встречи с "другим", который рассматривается как партнер в общении. Такого рода диалогическое общение может происходить как восприятие человеком ценностей иных культур при непосредственном коммуникативном контакте с другим человеком, в результате чего возникает взаимопонимание и расширение собственного опыта. Результат такого диалога - неизбежное возникновение нового явления культуры (знания, впечатления, артефакта, ценности). Это новое явление формируется как бы между находящимися в диалогических отношениях феноменах культуры, между полюсами дуальной оппозиции. Тем самым исчезает внутренняя раздвоенность сознания, снимается противостояние двух встречных логик, наступает взаимопонимание. Так мыслящий человек идет по пути формирования универсального мышления, ибо, будучи приверженцем своей культуры, оказывается способным понимать как соизмеримые ценности иных культур. В основе такого понимания лежат непременно универсалии культуры, которые являются общим связующим звеном для всего человечества, которые и позволяют найти единый язык между культурами.

Значительный вклад в проблему взаимопонимания внес современный философ Ю. Хабермас, разработав теорию коммуникативного действия, в которой освещаются проблемы создания универсальной прагматики, когнитивно-инструментальной и коммуникативной рациональности, предлагаются попытки синтеза коммуникативной компетенции и герменевтики. Это его наследие еще подлежит продуктивному освоению.

Итак, для реализации поставленных целей, необходим поиск некоего оптимального баланса разнообразных тенденций, в связи с чем неизбежен пересмотр ряда политико-теоретических и культурных реалий, таких как гражданское общество, государство, суверенность, власть, право, патриотизм, национализм, национальная идентичность, культурная идентичность и др. Мощное расширение горизонта жизненного мира, вторжение иных смыслов, интеграция культурного опыта делают эти вопросы насущными и жизненно важными.