Унифицированные системы управленческой документации

В итоге .многолетних усилий по совершенствованию документации было унифицировано свыше трех с половиной тысяч форм плановых, учетных, финансовых и других документов, сведенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).

Каждый из документов получил кодовое обозначение, определяемое принадлежностью к одной из Унифицированных систем документации и местом документа внутри этой системы. Это кодовое обозначение подтверждает само право на его существование и соответствие утвержденному для обязательного применения образцу-эталону.

Коды форм по ОКУД проставляются в верхней части документа, однако точного единого места для всех форм не определено: так, в письме код формы традиционно указывался после адресных данных над индексом.

Унифицированные системы управленческой документации разработаны на основе:

– единообразия построения форм документов;

– регламентации содержания документов, входящих в каждую систему;

– исключения из документов дублируемых данных, а также традиционно включаемых в них данных, но не используемых при решении конкретных задач, с целью однократности ввода информации в процессе решения управленческой задачи;

– единства применяемой терминологии и условных обозначений, с целью сопоставимости показателей при переходе с одного уровня управления на другой и от одной системы к другой на основе унификации алгоритмов формирования показателей и документов;

– определения совокупности реквизитов и показателей для каждого вида документа и создания единых моделей построения совокупности их видов, ориентированных как на автоматизированную обработку, так и пригодных к восприятию человеком;

– установления единых правил составления и оформления реквизитов документов, общих для всех систем документации и конкретизированных в случаях наличия специфических особенностей.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с постановлением Госстандарта от 30.12.1993 № 299 имеются следующие общероссийские унифицированные системы управленческой документации.

Унифицированная система организационно-распорядительной документации, включающая в себя документацию:

– но созданию организации, предприятия;

– реорганизации организации, предприятия;

– ликвидации организации, предприятия;

– приватизации государственных и муниципальных организаций, предприятий;

– распорядительной деятельности организации, предприятия;

– организационно-нормативному регулированию деятельности организации, предприятия;

– оперативно-информационному регулированию деятельности организации, предприятия;

– кадрам.

Унифицированная система банковской документации, включающая в себя:

– платежную документацию по безналичным расчетам через банки;

– документацию по эмиссионно-кассовым и бюджетным операциям банков;

– документацию но кредитным операциям банков;

– документацию но контролю за расходованием средств на оплату труда и выплаты социально-трудовых ресурсов;

– документацию по операциям банков, связанных с международными расчетами;

– выходную документацию банков;

– документацию по депозитарным операциям банков;

– платежную документацию по безналичным расчетам через банки (внутрибанковские формы документов);

– документацию по эмиссионно-кассовым и бюджетным операциям банков (внутрибанковские формы документов);

– документацию по контролю за расходованием средств на оплату труда и выплаты социально-трудовых льгот (внутрибанковские формы документов);

– выходную документацию банков (внутрибанковские формы документов);

– документацию по денежному обращению (внутрибанковские формы документов);

– документацию но кредитным операциям банков (внутрибанковские формы документов);

– бухгалтерскую документацию (внутрибанковские формы документов).

Унифицированная система финансовой учетной и отчетной документации бюджетных учреждений и организаций, включающая в себя:

– финансовую документацию;

– отчетную бухгалтерскую документацию бюджетных учреждений и организаций;

– учетную бухгалтерскую документацию.

Унифицированная система отчетно-статистической документации, включающая в себя документацию:

– по статистике национальных счетов и экономических балансов;

– статистике научно-технического потенциала и инновационного прогресса;

– статистике труда;

– статистике материальных ресурсов;

– статистике финансов;

– социальной статистике;

– статистике промышленности;

– статистике сельского хозяйства и заготовок сельскохозяйственной продукции;

– статистике капитального строительства;

– статистике внешнеэкономических связей;

– статистике потребительского рынка и его инфраструктуры;

– статистике транспорта и связи;

– статистике наблюдения и регистрации изменения цен и тарифов.

Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий, включающая в себя:

– отчетную бухгалтерскую документацию;

– регистры бухгалтерского учета;

– первичную учетную документацию.

Унифицированная система документации по труду, включающая в себя документацию:

– по состоянию рынка труда;

– трудовым отношениям;

– повышению квалификации работников органов по труду;

– охране труда;

– минимальным потребительским бюджетам;

– обращениям в органы по труду.

Унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской федерации, включающая в себя документацию:

– но учету и распределению средств;

– планово-экономической деятельности;

– контрольно-проверочной деятельности.

Унифицированная система внешнеторговой документации, включающая в себя:

– оперативно-коммерческую документацию;

– товаросопроводительную документацию;

– расчетную внешнеторговую документацию;

– документацию, оформляемую при ввозе (вывозе) товара;

– транспортную внешнеторговую документацию;

– экспедиторскую внешнеторговую документацию.

Все унифицированные системы включают в себя комплекты образцов бланков конкретных документов, обновляемых по мере необходимости, а также нормативные и методические материалы по заполнению и применению этих документов. Почти все унифицированные формы документов приспособлены к двум вариантам использования в качестве образцов для создания:

– компьютерных шаблонов;

– бланков на бумаге для их быстрого рукописного заполнения.

Применение документов, вошедших в УСД, в принципе обязательно, ответственность за это должны нести как руководители министерств и ведомств, так и руководители объединений, организаций и предприятий. Государственный надзор за соблюдением требований УСД в госсекторе возложен на органы стандартизации и метрологии, а в негосударственном секторе – на местные органы исполнительной власти, однако на сегодняшний день механизм этого контроля далек от совершенства.

Унифицированные формы отраслевой документации

Наряду с общегосударственными системами документации, обязательными для применения во всех случаях решения задач, документирование которых регламентировано соответствующей УСД, безусловно, имеют право на существование формы документов, отражающие специфику информационного обеспечения конкретных отраслей деятельности или отдельных предприятий.

Эта специфика может заключаться в следующем.

Первое – это особые дополнительные требования к информации для решения типовых управленческих задач, например, оформление типовых кадровых задач по приему, перемещению и увольнению в высших органах власти, армии, организациях ограниченного доступа и т.д. Однако во многих случаях подобная специфика в значительной степени надуманна. Для ее ограничения предусмотрено обязательное согласование форм документов, измененных или введенных в УСД дополнительно, с организациями, ответственными за соответствующую общегосударственную систему документации. Методика согласования форм изложена в "Основных положениях Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Госстандарта" (ПР 50-733–93) и имеет нормативный характер.

Второе – это "специфический" характер деятельности, для реализации которой и была, собственно, сформирована та или иная отрасль хозяйства. Данный вид специфической документации безусловно существует, так как в этих документах фиксируются особенности основной деятельности отрасли. Перечислить все виды специфической отраслевой документации вряд ли возможно и целесообразно. Достаточно указать некоторые из них для примера:

– документация по здравоохранению (рецепты, больничные листы, истории болезней и т.д.);

– документация по архивному делу (описи дел, листы-заверители, путеводители и т.д.);

– документация геологоразведочного производства (карты, профили, дела скважин и т.д.);

– учебная документация (расписания, ведомости успеваемости, программы учебных дисциплин и т.д.).