Умственное воспитание

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.

Умственное воспитание направлено на формирование творчески мыслящей личности, развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.

Если человек находится в окружении людей, в социальной среде, происходит его умственное развитие, т.е. развивается его ум, интеллект, способность к мышлению. Умственное развитие человека идет значительно интенсивней в условиях социального общения и воспитания, когда на его ум оказывают планомерное воздействие воспитатели, обеспечивающие регулярную и систематическую постановку познавательных задач, вовлекающие его в активную деятельность, обучающие его приемам познавательной деятельности.

В силу этого можно сказать, что под умственным воспитанием понимается целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по привитию культуры умственного труда.

Под умственным развитием можно понимать процесс развития умственных сил и мышления учащихся, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий, в том числе и специальных воспитательных воздействий.

Основные пути умственного воспитания – систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеклассная работа по развитию их умственной культуры.

Умственное развитие учащихся происходит также под влиянием окружающей среды, средств массовой информации и др.

Решающее значение в умственном воспитании имеет целенаправленное обучение учащихся, в процессе которого они овладевают знаниями, умениями и навыками.

В круг задач умственного воспитания входят:

– накопление фонда знаний о природе, человеческом обществе и мышлении как условие мыслительной деятельности;

– овладение основными мыслительными операциями;

– формирование интеллектуальных умений, характеризующих интеллектуальную деятельность;

– формирование научного мировоззрения.

Накопление фонда знаний. Ни одно ценное качество ума, нужное для интеллектуальной и активной познавательной деятельности, не может развиваться без запаса систематизированных знаний.

Объем этих знаний, соотносимых с представлением об образовании, естественно, является понятием относительным, так как характеризуется прежде всего уровнем культурного развития общества. Круг знаний, которыми овладевает современный молодой человек, определяется образовательной программой, профилем его последующей профессиональной подготовки, а также кругом его личных познавательных интересов, удовлетворяемых прежде всего на основе самообразования. Накопление определенного фонда знаний предполагает овладение конкретным учебным материалом: фактами, терминологией, символами, именами, названиями, датами, понятиями разного вида (общими, частными, конкретными, абстрактными и т.п.), связями и зависимостями, существующими между ними и находящими отражение в правилах, законах, закономерностях, формулах. К знаниям относятся также представления об областях и способах применения этих знаний; владение методами их использования; понимание места каждой данной части знаний в общей системе научного представления о мире. Естественно, фонд знаний каждого отличен по объему, по степени его организованности в систему, по овладению умением пользоваться им для решения возникающих на практике задач.

Большую роль в достижении высокого уровня овладения фондом знаний играет личная целеустремленность человека – выдвигаемые им перед собой цели, мотивы, побуждающие его к познавательной деятельности, прочное овладение общеучебными умениями, т.е. умениями учиться, работать над усвоением учебного материала, выработка привычек к интеллектуальному усилию и длительной интеллектуальной деятельности.

Овладение основными мыслительными операциями. Умственное развитие и умение мыслить предполагает овладение основными мыслительными операциями, к числу которых относятся анализ, синтез, сравнение, классификация. Напомним кратко основные характеристики этих операций. Так, анализ представляет собой мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств. Синтез – это мысленное объединение частей предметов или отдельных сторон явлений, их признаков и свойств. Являясь операциями, противоположными друг другу, они вместе с тем неразрывно связаны между собой. Они входят также в состав ряда других мыслительных операций. Сравнение заключается в установлении сходства или различия между предметами или явлениями но какому- либо признаку или ряду признаков, выделяемых в определенной последовательности. Сравнение – необходимая предпосылка для проведения обобщения. Классификация (систематизация) представляет собой распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства или различия между ними.

Умения производить анализ, синтез, сравнивать и классифицировать предметы и явления чрезвычайно нужны во всех ситуациях, требующих принятия решений, выведения заключений, оценки, подведения под понятие, определения принадлежности явления или предметов к определенному классу и т.п.

Овладение интеллектуальными умениями. В числе интеллектуальных умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы успешно учиться, выделяются в особую группу так называемые учебные умения, или умения учебной деятельности; эти умения имеют достаточно широкую сферу применения и формируются в системе ряда учебных дисциплин. Учебные умения можно подразделить на общие учебные умения, используемые при изучении любых учебных дисциплин, и специальные, необходимые для овладения знаниями в какой-либо определенной области или одной учебной дисциплины.

К числу общих учебных умений относятся умения читать, слушать, устно излагать свои мысли, писать, работать с книгой.

Примером специальных умений могут служить умения читать ноты, технические чертежи, карты, вычислительные умения по математике, умение слушать музыкальные произведения, умение записывать числа, формулы, нотные знаки, пользоваться специальными словарями при изучении иностранных языков и т.п.

Представляется, что к этим наиболее общим умениям, помогающим овладению знаниями, могут быть отнесены умения и навыки самостоятельной работы и более широкие умения, объединяемые понятием культуры умственного труда.

Задача формирования научного мировоззрения. Важнейшей задачей умственного воспитания является формирование научного мировоззрения, в основе которого лежит понимание научной картины мира и его познаваемости, уяснение основных законов развития природы и общества. Научные основы мировоззрения закладываются в процессе усвоения школьниками основных мировоззренческих идей, раскрываемых при преподавании основных учебных дисциплин, закрепляются в разнообразной внеурочной работе.

Умственное воспитание на уроках. Задача развития умственных сил в процессе обучения решается как через усвоение содержания учебного материала, так и через такую организацию познавательной деятельности, при которой обучаемые вовлекались бы в основные мыслительные операции и выполняли учебные действия, способствующие формированию тех или иных интеллектуальных умений.

В теоретическом плане обоснование методики обучения, нацеленного на умственное развитие учащихся, получило отражение в концепции "развивающего обучения".

Методика развивающего обучения, т.е. обучения, способствующего развитию умственных сил обучаемого, включает в себя идею ориентировки не на достигнутый уже обучаемым уровень развития, а на "зону ближайшего развития" (Л. С. Выготский), что означает предъявление ученикам требований, несколько превышающих его наличные возможности, но которые он может выполнить с опорой на известную помощь преподавателя.

Сущность этой концепции сводится к тому, что обучение должно строиться на высоком уровне трудности при соблюдении меры этой трудности, т.е. обучение должно быть таким, чтобы учащиеся вовлекались в напряженную умственную работу, чтобы основу их фонда знаний составляли обобщенные теоретические знания, ведущие идеи в науке, опираясь на которые можно постигать более частные факты и явления. Поэтому основа методики развивающего обучения, кроме отбора содержания и выбора методов обучения, включает и верное определение характера и степени учебных трудностей, которые необходимо ученику преодолеть.

Концепция развивающего обучения ориентирует учителя на активную работу с учащимися, поскольку от его усилий и педагогического творчества зависит развитие умственных сил и интеллектуальных возможностей каждого ученика.

Правильное методическое преподнесение содержания, выбор методов и приемов развивающего обучения – это область подлинного творчества учителя, стремящегося добиться активной мыслительной работы учащихся на уроке, обеспечивающей их общее умственное развитие.

Умственное воспитание во внеклассной работе. Внеклассная работа создает богатые возможности для умственного воспитания учащихся.

В образовательных учреждениях применяются массовые формы умственного воспитания: организация научно- популярных лекций силами учителей, научных работников; показ научно-популярных кинофильмов; проведение читательских конференций; оформление тематических выставок книг; фотоиллюстраций, выпуск стенгазет; организация предметных педель, литературных, физических, химических и других вечеров, конкурсов, олимпиад и пр.

Групповые формы умственного воспитания учащихся применяются на занятиях предметных кружков, секций, ученических обществ.

Во время кружковых занятий по интересам решаются задачи повышенной трудности, ученики занимаются разгадыванием головоломок, ребусов, кроссвордов, которые непосредственно способствуют развитию мышления, познавательному поиску.

Индивидуальные формы умственного воспитания, как правило, связаны с чтением научно-популярной литературы, техническим конструированием и моделированием, выполнением творческих заданий, подготовкой докладов, рефератов по научно-популярной проблематике и пр.

Нравственное воспитание. Общеизвестно, что школа должна выпускать нс только людей научно образованных, развитых интеллектуально, здоровых физически, но и нравственно воспитанных. Эта задача многим справедливо кажется наиболее важной, а значение нравственного воспитания в обществе, в мире не уменьшается, а растет.

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность.

Нравственные нормы фиксируются в традициях, обычаях, в сознании, в привычном поведении и, тем не менее, имеют силу требований, силу предписаний. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии "общечеловеческие ценности".

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этане развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Нравственное воспитание – педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

В процессе нравственного воспитания особую значимость имеют две группы методов. Первая из них обращена к развитию нравственного сознания (суждений, оценок, понятий, убеждений). Вторая группа методов направлена на организацию жизни и деятельности учащихся, на вооружение их индивидуальным опытом нравственных отношений.

В структуре нравственного сознания центральное место занимают нравственные убеждения. От их глубины и прочности зависит нравственная устойчивость личности. Для формирования убеждений необходимо усвоить систему нравственных понятий. Процесс формирования нравственных понятий и убеждений не сводится лишь к этическому просвещению, а охватывает широкий круг интеллектуальной и практической деятельности, организация которой должна строиться с учетом того, что в структуре убеждений младших и средних школьников доминирующую роль играет эмоциональный фактор, в то время как в старшем возрасте решающее значение имеет уже интеллектуально- волевая сфера личности.

Нравственное сознание школьников успешно формируется, если оно опирается на единство знания и опыта поведения.

В опыте нравственного воспитания наибольшее распространение получила этическая беседа. Она призвана разъяснять школьникам принципы, нормы морали и выступать как метод привлечения учащихся к обсуждению и анализу явлений, поступков, действий в целях выработки у них нравственных оценок, суждений, понятий и убеждений.

В практике работы школы сложились классные, групповые и индивидуальные беседы. Учитель планирует определенную систему этических бесед (программные этические беседы), в которых последовательно, систематически знакомит учащихся с нравственными нормами. В начальных классах школы учителя планируют систему бесед по культуре поведения, по правилам для учащихся и т.п. Кроме программных этических бесед, проводятся эпизодические беседы с классом, с группой детей, если есть необходимость внести в детский коллектив определенные нравственные знания. Эпизодическая этическая беседа часто связана со сложившейся в коллективе ситуацией. Очень часто учителю приходится проводить этические беседы с классом или группой ребят экспромтом. Они проводятся в том случае, когда есть необходимость сразу же дать оценку поведению учащихся, ликвидировать возникший конфликт.

Этическая беседа проводится двумя путями – индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Но уже в начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. Но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

В системе нравственного воспитания главное состоит в том, чтобы усвоенные моральные нормы и правила нашли свое воплощение в поступках, действиях и в конечном счете в моральных качествах личности. Это станет возможным, если будут преднамеренно созданы условия для упражнения учащихся в нравственном поведении. В. А. Сухомлинский утверждал: "Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, – вот одно из золотых правил воспитания подростков"[1].

К методам формирования у школьников опыта нравственного поведения относятся упражнение и приучение. Особенно велика роль специально созданных воспитывающих ситуаций, поскольку они являются главной опорой для выбора учеником нужных форм поведения. Естественно, задача воспитателя здесь должна состоять в том, чтобы педагогическими ситуациями научиться управлять. Одни воспитывающие ситуации рассчитаны на пробуждение глубоких нравственных переживаний. Такова, например, ситуация возложения венков на могилы павших героев. Она наполнена патриотическими переживаниями, обостряет чувство гражданской принадлежности к стране. Другие ситуации носят характер побуждений к нравственным суждениям, действиям, поступкам, выражающим заботу, внимание друг к другу, оказание взаимоподдержки.

В реальном процессе нравственного воспитания могут возникнуть конфликтные ситуации, характеризующие противоречие между внешними требованиями, предъявляемыми к поведению школьника, и уровнем его притязаний либо внутренними стремлениями, не соответствующими указаниям и требованиям извне.

Конфликтную ситуацию нельзя рассматривать как нечто инородное воспитательному процессу. Напротив, умелый педагог извлекает из нее максимум воспитательного эффекта. Конфликт, возникающий как результат столкновения личности и общепринятых, утвердившихся норм поведения людей, может быть использован для того, чтобы в школьном коллективе накапливался нравственный опыт "борьбы и преодоления".

Нравственные побуждения, не воплощенные в поступок, нельзя признать пи хорошим, ни плохим, хотя они бывают сами по себе положительными или отрицательными. Именно такие случаи имел в виду А. С. Макаренко, когда писал, что у школьника могут быть сформированы правильные представления, но не воспитаны привычки преодолевать трудности, можно считать, что воспитание не достигло цели.

Нравственная привычка – это устойчивые формы поведения, которые становятся потребностью человека и совершаются в любых ситуациях и условиях.

Уже в начальных классах нужно вести работу по профилактике вредных привычек.

Отдельно взятый поступок еще не характеризует подлинно нравственного поведения, так как в его основе могут лежать самые разные мотивы: зависть, эгоизм, стремление занять престижное положение или принести пользу коллективу. Вот почему формирование опыта нравственного поведения обязательно включает в себя воспитание его положительной мотивации.

Только тогда, когда школьник руководствуется в своем поведении нравственными мотивами, мы можем быть уверенными в том, что сформировали подлинно нравственного человека.

Формы и методы нравственного воспитания в реальном педагогическом процессе применяются не изолированно, а в определенной системе, с учетом комплексного воздействия па все стороны формирующейся целостной личности школьника. Выбор и использование их не могут быть произвольными. Они определяются задачами и логикой воспитательного процесса, возрастными особенностями и уровнем нравственного развития учащихся.