Лекция 27. УЛИЦА КАК СРЕДА ВОСПИТАНИЯ. ДЕТИ УЛИЦЫ

Улица как социально-педагогическая среда рассматривается в совокупности тех факторов, воздействие которых человек испытывает, выходя за пределы дома, школы, других учреждений. Они оказывают существенное влияние на растущего человека, определяя своеобразие формирования личности. Попадая на улицу он должен уметь реализовывать себя, не деформируя позитивных личностных характеристик.

В результате изучения главы 27 студент должен:

знать

• понятие улицы, как социокультурной среды воспитания подрастающего поколения;

• факторы привлекательности улицы для детей;

• факторы улицы и их влияние на формируемую личность;

• понятие ребенок улицы, дети улицы, их социально-педагогическая характеристика;

• основы социально-педагогической работы с детьми улицы;

уметь

• учитывать социально-педагогические факторы улицы, существенно влияющие на детей;

• организовывать социально-педагогическую работу с детьми улицы;

владеть

• методами социально-педагогической характеристики влияния социокультурной среды улицы на подрастающее поколение;

• способами организации социально-педагогической работы с детьми улицы.

Факторы улицы и их влияние на формируемую личность

В социальной педагогике изучение педагогических возможностей улицы занимает особое место. Существует специальный раздел – педагогика среды. Необходимость изучения улицы и социально-педагогического использования ее возможностей определяется тем, что ей принадлежит значительная роль в социальном формировании личности. Особенно велико ее влияние на детей, которые значительную часть или все время находятся в условиях улицы. Не случайно ее называют "мачехой ребенка" и "школой жизни". На улице ребенок может встретить много негатива, который скажется на его воспитании. В то же время, именно на улице он учится адаптироваться к среде, получает позитивные "уроки жизни".

Изоляция от улицы ведет к искусственности воспитания, что создает значительные трудности. Человек будет испытывать большие трудности в общении с другими людьми, чувствовать дискомфорт при встрече с различными факторами на улице, не понимать происходящего вокруг, не уметь реагировать на те или иные явления. Поэтому он может легко стать жертвой обстоятельств, обмана, негативного воздействия факторов улицы, других людей.

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители не редко при характеристике ребенка отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время нередко улица является своего рода "домом" для многих детей и их основным воспитателем, социокультурной средой социализации и самореализации. Их называют – "дети улицы".

Основные причины (факторы) ухода детей на улицу делятся внешние и внутренние.

Внешние причины, побуждающие ребенка к уходу на улицу, рассматривались при изучении темы "социальное сиротство". Их достаточно много.

Внутренние причины (факторы) влияния определяются самой улицей. Они стимулируют уход ребенка на улицу и делают ее привлекательной и жизненно важной в самореализации. К ним относятся индивидуально-психологические особенности детского возраста, которые раскрыл С. Т. Шацкий, отмечая, что они обусловлены природными свойствами ребенка:

– у детей сильно развит инстинкт общительности;

– они настойчивые исследователи по природе;

– им свойственно созидание – делание;

– они стремятся проявить себя и получить собственные впечатления;

– огромную роль играет инстинкт подражательности.

Для подростка также характерно стремление к автономности, определенной самостоятельности, независимости от родителей.

Нельзя отбрасывать и патологический (субъективный) фактор, который может быть характерен ребенку вследствие врожденных или приобретенных психических отклонений в детском возрасте.

Систематизируя факторы улицы, делающие ее привлекательной для ребенка, можно выделить следующие:

свобода самопроявления личности, в которой в большой степени нуждается ребенок (подросток). Именно улица предоставляет ему такую по форме и содержанию свободу самопроявления, какую он, как правило, не может получить в домашних условиях;

субкультура среды общения ребенка с себе подобными, отвечающая его интересам и потребностям. Улица создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. На ней ребенок чувствует себя "как все", на равных (ощущает чувство комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение. Отделение его от такой среды способствует формированию комплексов и личностных проблем внутренней ограниченности. Однако такая субкультура далеко не всегда носит позитивный характер. Она может создаваться детьми улицы, которые и способствуют се поддержанию;

многообразие новизны и необычности явлений улицы, обеспечивающие удовлетворение любознательности ребенка, его постоянно растущего интереса и естественной потребности. Именно на улице он встречает значительное количество примеров, не имеющих ценностных ограничений и тем делающих их образцами достаточно доступными для подражания. Учитывая, что они в значительной степени негативны по содержанию, С. Т. Шацкий назвал улицу как форму главной отрицательной силы и негативный образ окружающей ребенка среды основным врагом воспитательного процесса. Она способствует беспорядочности впечатлений, неустойчивости настроений, возбуждает нервы и создает "дикие характеры", подавляет разумную волю, но "она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и могуче действует на детскую подражательность"[1];

совместная деятельность, усиливающая индивидуальные возможности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих глазах, так и в глазах окружающих.

На улице дети включаются в различные виды совместной деятельности в зависимости от действий отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и организаторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложившихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности могут быть самыми разнообразными, в том числе и негативные: курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, издевательства над окружающими;

иллюзию свободы, представляемая улицей, позволяющая отделиться от семьи и взрослых, избавится от опеки. В большинстве случаях эмоциональная близость подростка к матери самая сильная, если она естественным образом сформировалась. Она в той или иной степени сохраняется к матери, а иногда и к отцу и после ухода ребенка на улицу. Нарушение эмоциональной близости с родителями может иметь место по их вине, из-за образа жизни, отношения к ребенку, вследствие которых ему лучше на улице, чем дома;

"активный досуг", совместное времяпрепровождение для детей, которым нечем заняться и которые, благодаря улице, получают такую возможность;

общие интересы, объединяющие детей в условиях улицы и делающие их взаимно интересными;

– дети"исследователи" и искатели приключений. Они формируются под воздействием склонности к поиску нового, необычного. На их психики значительно сказываются рассказы старших или сверстников, книги, телевизионные программы, кино и другие факторы, побуждая любопытство поиска и познания.

Улица в значительной степени позволяет ребенку реализовать свои инстинкты и себя, формируясь в личностном плане, с учетом ее своеобразия и особенностей воспитуемого. Она не ограничивает, а, наоборот, стимулирует их проявление по тем образцам, которые определяют непосредственную среду жизнедеятельности ребенка на улице, и на которые он стремится походить.

В совокупности внешние факторы и его внутренние предрасположения определяют формирование детей улицы.

В условиях улицы формируются различные категории детей, отличающиеся по возрасту, времени пребывания на улице, последствиями социального формирования, социализации. Данный факт диктует необходимость выделения основных групп детей улицы, изучения их социально-педагогических особенностей и определения перспективы социально-педагогической работы с ними.