Укрепление взаимных региональных связей PC: рост ПИИ "Юг – Юг"

В последние годы в рассматриваемой сфере развивается важная тенденция – инвестиции одних развивающихся стран в сельскохозяйственное производство других PC (это явление получило название "Юг – Юг"), И скорее всего эта тенденция будет укрепляться в долгосрочной перспективе, поскольку численность НИС возрастает и далеко не у всех из них с продовольственным обеспечением дело обстоит благополучно. Инвесторы из развивающихся стран стали важными источниками трансграничных поглощений в 2008 г., что отражает Доклад ЮНКТАД-2009. Их чистые приобретения в рамках СиП в размере 1577 млн долл. составили более 40% совокупного мирового показателя (3563 млн долл.). Примеры инвестиционных проектов в формате "Юг – Юг": инвестиции компании "Симе Дарби" (Малайзия) в размере 800 млн долл. в плантационное хозяйство в Либерии в 2009 г.; китайские инвестиции и сельскохозяйственные подряды для производства такой продукции, как кукуруза, сахар и каучук в бассейне реки Меконг, особенно в Камбодже и Лаосской Народно- Демократической Республике; значительное расширение деятельности компании "Замбиф" (Замбия) в Гане и Нигерии; группы "Групо Бимбо" (Мексика) в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Помимо коммерческих вложений в сельское хозяйство, которые свойственны ТНК и из развитых, и из развивающихся стран, на волне продовольственного кризиса одним из главных движущих факторов для новых инвесторов стало обеспечение продовольственной безопасности. В число инвесторов сельского хозяйства входят различные компании и фонды, причем некоторые из них принадлежат государству или пользуются государственной поддержкой из самых разных стран, особенно из Южной Кореи и стран Западной Азии. В той или иной степени правительства этих стран-инвесторов приняли решения о том, что инвестиции в принимающих странах, обеспечивающие им контроль над сельскохозяйственным производством и экспортом сельхозпродукции назад в свои страны, являются наиболее эффективным способом обеспечения продовольственной безопасности для их населения. Для многих из этих стран самым важным фактором или движущей силой при вывозе ПИИ в сельскохозяйственное производство других стран является не сама земля, а доступность водных ресурсов для целей ирригации. Поэтому большинство их инвестиций направляется в другие развивающиеся страны. Крупнейшими стра- нами-инвесторами Юга являются Бахрейн, Китай, Катар, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Южная Корея и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Наиболее важными принимающими странами являются африканские страны, причем первые позиции среди получателей ПИИ занимают Эфиопия, Судан и Объединенная Республика Танзания.

Характер воздействия ТНК на сельскохозяйственное производство

Присутствие ТНК в развивающихся странах способствует процессу перевода на товарную основу и модернизации сельского хозяйства принимающих стран. При этом ТИК никоим образом не являются единственными – и редко являются основными – движущими силами этого процесса, но они сыграли важную роль в большом числе стран. Они осуществляют свою деятельность не только через прямые инвестиции в сельскохозяйственное производство, но и с помощью недолевых форм участия в этом производстве, главным образом на основе сельскохозяйственных подрядов. Более того, использование недолевых форм участия в последние годы расширяется. Во многих случаях это привело к значительной передаче навыков, ноу-хау и методов производства, облегчило доступ к кредитам и различным исходным ресурсам для производства и открыло доступ к рынкам для очень большого числа мелких фермеров, которые ранее вели главным образом натуральное хозяйство.

Хотя участие ТНК в сельскохозяйственном производстве способствовало повышению производительности и наращиванию производства в ряде развивающихся стран, имеющиеся данные не позволяют сделать вывод о том, в какой мере их присутствие позволило PC увеличить свое производство продовольственной продукции и повысить продовольственную безопасность. Данные свидетельствуют лишь о том, что ТНК участвуют главным образом в товарном сельскохозяйственном производстве на экспорт (исключение составляют возросшие в последнее время ПИИ "Юг – Юг" в этой области). Однако продовольственная безопасность не сводится только к поставкам продовольствия. ТНК могут также оказывать воздействие на доступ к продовольствию, стабильность поставок, использование продовольствия, и в более долгосрочной перспективе их влияние на эти аспекты продовольственной безопасности, вероятнее всего, окажется более значительным для принимающих стран.

Развивающиеся страны не получают автоматического выигрыша от участия ТНК в сельскохозяйственном производстве, хотя такие суждения встречаются повсюду в обществах и развивающихся, и переходных стран, особенно в их элите. Хотя ТНК временами обеспечивали рабочие места и повышали доходы сельских общин, четкой тенденции здесь не прослеживается. В той мере, в какой ТНК поощряют модернизацию сельского хозяйства и переход с натурального хозяйства на товарное производство, в долгосрочной перспективе они, по всей вероятности, ускорят долговременное сокращение рабочих мест в фермерских хозяйствах при неопределенности в вопросе повышения доходов. Кроме того, получить выгоды от передачи технологии смогло лишь ограниченное число развивающихся стран. В частности, НИОКР и технологические новшества крупных ТНК, как правило, не ориентированы на основные виды агропродовольственной продукции, производимые во многих развивающихся странах.

Имея в виду эти аспекты, Доклад ЮНКТАД, в частности, рекомендует устранять конкретные препятствия на пути эффективного сотрудничества между ТНК и местными фермерами, такие как:

• недостаточный потенциал мелких фермеров в деле организации поставок продукции на систематизированной и стандартизированной основе;

• недостаточная доступность соответствующих технологий;

• нехватка капитала;

• удаленность производственных мощностей и объектов в плане организации своевременных поставок;

• ограниченная роль фермерских организаций;

• отсутствие надлежащих правовых инструментов для урегулирования споров между ТНК и его партнерами или третьей стороной.

Для развязывания этих узких мест имеются различные варианты политики. В их числе можно назвать образовательные и учебные программы для местных фермеров, предоставление агротехнических услуг при поддержке государства, установление стандартов и процедур сертификации, предоставление финансовой помощи, посреднические услуги по установлению связей между местными фермерами и ТНК, поддержку создания фермерских организаций и совершенствование систем внутренних судов для повышения правовой предсказуемости. Правительства могли бы также рассмотреть возможность разработки типовых контрактов для защиты интересов фермеров в рамках их переговоров с ТНК.