Уголовное право

Уголовное право в Древнем Китае было одной из наиболее развитых отраслей права и нередко принимало надотраслевой характер. Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как "низкий человек", его "низость" определялась тем, что он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.

Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли.

В ханьском Китае согласно конфуцианскому принципу "если воля добрая, человек не нарушает закон" стало складываться специфическое учение о форме вины, учитывалась преступная воля при определении меры наказания. Требование учета воли преступника в 120 году до н.э. было закреплено и законом, в соответствии с которым в китайском праве начали выделять предумышленные и преднамеренные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, – за не подтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со "злодейским умыслом" или в драке.

В древнем Китае проводилось различие между оконченным преступлением и покушением на преступление. Однако нечеткость действия многих общих принципов уголовного права приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например, в случае намерения убить кровного родственника.

Концепция "преступной воли" определяла и ОГЛАВЛЕНИЕ таких институтов как соучастие и групповое преступление. Инициатор или организатор преступления нес более тяжелую ответственность. Еще на рубеже новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, планировавшее его. Преступление признавалось групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в противном случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление.

Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы па улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).

Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций – конфуцианства или легизма. Этот список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному преследованию, например, подвергались должники, не выплатившие долг.

Уже чжоускому законодательству, как сообщают источники, были известны 500 видов преступлений. Неизменно в этом списке особое место занимали государственные преступления – измена императору, бунт и др. В царстве Цинь одним из тяжких государственных преступлений считалось хранение запрещенной литературы конфуцианского толка.

В IV–III вв. до н.э. в пособиях для чиновников содержались примеры рассмотрения таких уголовных дел, как кража из храма, кража предметов культа, нанесение ранений, клевета, дезертирство из армии. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, старшим в семье. Еще в древности была введена ставшая традиционной ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновника, совершившего ошибку или проступок по службе, а в III в. до н.э. – ответственность чиновников, знавших о вине своего коллеги и не донесших на него.

Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: "мосин" – клеймение тушью на лице, "исин" – отрезание носа, "фэйсии" – отрезание ног, "чужии" – кастрация для мужчин и превращение женщин в рабынь-затворниц, "данисин" – отрубание головы. Кроме того, применялись такие наказания, как отрезание ушей, выкалывание глаз, битье толстыми или тонкими палками и плетьми, от 100 до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращение в рабство, штраф. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, в определенной мере уравновешивалась возможностью применения символических уголовных санкций.

Согласно "Обозрению законов" династии Хань, написанному в I в., перечень пяти видов наказания был назван "ниспосланным Небом", однако был при этом дополнен уточненным перечнем орудий и способов реализации наказаний на практике; в процессе осуществления казни мятежников надлежало использовать доспехи и оружие военных отрядов, а для осуществления смертной казни всех остальных – топоры и секиры. Для среднего наказания (отрезание носа и конечностей) должны были применяться ножи и пилы; для удаления коленных чашечек и клеймения – долота и сверла. Тела преступников, подвергнутых большому (мучительному и позорящему) наказанию, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, а в особенных случаях – на рынке или в пределах двора правителя.

От физических наказаний освобождались лица младше восьми и старше 70 лет.

Широко практиковалось наказание, нацеленное на перевоспитание правонарушителя путем привлечения всеобщего внимания к его делу и наказанию. Еще в период Шань применялась пятичленная система символических наказаний (сян): татуирование заменялось черной повязкой, отрезание носа – раскраской одежды в красно-бурый цвет, отрезание ноги – покраской тушью колена, а смертная казнь – ношением холщевой рубахи без ворота. Однако уже в период Чжоу практика символических наказаний серьезно ограничивается.

Определенные попытки возродить эту систему предпринимались в ханьском Китае. Известно, что в 167 году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом отменил телесные наказания и заменил их символическими. Однако этот запрет был неэффективен и продержался недолго. Он противоречил воззрениям конфуцианцев, согласно которым тяжесть наказания должна соответствовать силе нарушения "ли", ибо всякое несоответствие нарушает гармонию, порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцы вели борьбу с легистами и против применения тяжких наказаний за легкие преступления.

Традиционным институтом китайского права был институт коллективной ответственности родственников преступника. В глубокой древности истреблялся весь род преступника. В циньском Китае за государственные преступления казнили не только преступника, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены. Казни таких преступников предшествовали все другие наказания: сначала татуировка, а затем забивание палками. У тех преступников, кто клеветал, злословил, оскорблял, проклинал императора, предварительно отрезали языки.

Некоторое смягчение наказания под влиянием конфуцианства в период Хань выразилось во временной отмене наказания невиновных родственников преступника и в утверждении нормы о безнаказанности укрывательства родственниками (детьми, женами, внуками) близких лиц, совершивших преступление. В I в. император У-ди издал указ об освобождении всех обращенных ранее в государственных рабов и рабынь, "если прежними законами не было предусмотрено наказание за совершение ими преступлений". Запрещено было клеймение рабов, а к лицам, "силой чинившим препятствия" освобождению рабов, было предписано применять наказания "в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство".

Наказание неизменно отражало сословно-классовое положение преступника и потерпевшего.

Суд и судебный процесс

Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. Па местах судили представители местной администрации. Очень рано процесс стал приобретать разыскной характер. Существовали специальные чиновники ("линьши") для расследования преступлений.

Первоначально судебный процесс носил состязательный характер. По в Китае, как уже говорилось, довольно рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно.

Начиналось расследование с заявления или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно о краже или убийстве, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в семейной иерархии, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности.

Ложный донос рассматривался как преступление, и доносчику грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались анонимные доносы; осужденные по такому доносу освобождались.

Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например, битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями и вещественными доказательствами, добытыми в ходе осмотра места преступления или освидетельствования трупа, считалась клятва. Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений свидетельствует о применении пыток в судах в том случае, "если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным, или если преступник менял свои показания в ходе дознания". Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого. Широко применялись пытки. Однако если подозреваемый умирал под пытками, то чиновник, ведший следствие, отправлялся на каторгу.

Тела или головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения в открытом поле, на рынке или во дворе дворца, если преступник был сановным лицом.