Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства

Высокая общественная опасность нарушений валютного законодательства обусловила уголовно-правовую защиту правоотношений в этой области.

В УК включена ст. 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации", согласно которой:

"1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) с использованием заведомо подложного документа;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового".

Деяния, предусмотренные названной статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 6 млн руб., а в особо крупном размере – 30 млн руб.

Объект рассматриваемого преступления – общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности по поводу государственного регулирования обязательного перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности средств в иностранной валюте и валюте РФ на счета в уполномоченные банки или банки, расположенные за пределами РФ. Одна из целей статьи – удержание иностранной валюты в государственной казне Российской Федерации, предотвращение ее утечки за рубеж в целях стабилизации рубля, создание условий для его конвертируемости.

Предмет преступления – средства в иностранной валюте или валюте РФ. В соответствии с Законом о валютном регулировании к иностранной валюте относятся: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах; к валюте РФ: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

К средствам в иностранной валюте относятся также ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и т.д.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.

Положение о необходимости обязательного возврата из-за границы средств в иностранной валюте было введено в интересах развития экономики Российской Федерации, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости. Часть валютной выручки юридических лиц – резидентов подлежала обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ после зачисления ее на счета этих юридических лиц в уполномоченных банках РФ по рыночному курсу иностранных валют в соответствии с порядком, установленным Банком России. Закон о валютном регулировании сохранил правило о том, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию РФ, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности (ст. 19). Статья 21 данного Закона, предусматривавшая обязательную продажу части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке, с 1 января 2007 г. отменена.

Напомним, что ст. 12 Закона о валютном регулировании установлено, что резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Подобная либерализация валютного регулирования ставит под сомнение необходимость уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Резиденты вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту только в следующих случаях: а) при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами РФ в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет; б) при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с ОГЛАВЛЕНИЕм резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов в уполномоченных банках; в) при использовании иностранной валюты, полученной резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ для покрытия расходов по их проведению, – на период проведения этих мероприятий; г) при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между резидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ.

Валютное законодательство обязывает субъекта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои счета в уполномоченных банках РФ или банках, расположенных за пределами территории РФ, а равно обеспечить возврат ранее переведенных за рубеж денежных средств в случае непоставки товаров по импортному контракту. Невозвращение средств в иностранной валюте или валюте РФ – это невыполнение обязанности субъекта перевести средства в иностранной валюте или валюте РФ в уполномоченный банк или банк, расположенный за пределами территории РФ. Способы такого невозвращения могут быть самыми разнообразными: простое фактическое бездействие, невыдача распоряжения о перевозке, отказ от подписи соответствующих банковских документов, действия по укрывательству полученной иностранной валюты и т.п.

Следовательно, о выполнении объективной стороны состава рассматриваемого преступления можно говорить, во-первых, в случаях, когда субъект не обеспечил выполнение этих обязанностей, хотя мог это сделать, а во-вторых, когда он к тому же принял специальные меры к невозврату валюты (поручение контрагенту перечислить валюту на иной счет, чем счет организации-резидента в уполномоченном банке или банке, расположенном за пределами территории РФ, израсходование этих средств за рубежом и т.д.).

В зависимости от оснований поступления средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк или банк, расположенный за пределами территории РФ, установлены различные предельные сроки исполнения этой обязанности, истечение которых определяет момент совершения преступления.

Таким образом, преступное деяние может быть совершено путем действия или бездействия и объективно выражаться:

– в невозвращении из-за границы валютной выручки, поступившей в распоряжение резидента от экспорта товаров, работ, услуг;

– невозвращении средств в иностранной валюте или валюте РФ, переведенных на счета контрагентов при импорте товаров, работ, услуг в случаях, когда законодательство требует возврата таких средств;

– невыполнении обязанности по перечислению валюты со счетов организаций, открытых в зарубежных банках, на счета в уполномоченных банках;

– неисполнении обязанности по перечислению иных поступлений в иностранной валюте или валюте РФ, в том числе финансовых кредитов, на счета в уполномоченном банке или банке, расположенном за пределами территории РФ;

– иных деяниях, нарушающих требования действующего валютного законодательства.

В форме бездействия данные деяния объективно могут выразиться в непринятии руководителем организации вообще каких- либо мер по зачислению и возврату денежных средств. Такое бездействие встречается, например, когда руководитель является подставным в деятельности "фирмы-однодневки", специально созданной для заключения контракта, по которому валютная выручка заведомо не вернется, и т.п. Бездействие может выражаться и в невыдаче руководителем распоряжения о переводе валютной выручки, уклонении или отказе от подписания соответствующих банковских документов и т.п. При правовой оценке бездействия необходимо вновь исходить из положений валютного и таможенного законодательства.

Так, согласно положениям п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

– получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары;

– возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Примеры действий, могущих составлять объективную сторону невозвращения, весьма разнообразны. Так, руководитель организации с целью хищения ее валютных средств может дать письменное или устное указание нерезиденту о переводе выручки по валютному контракту на свой личный счет за границей, внести выручку там же, за границей, в качестве аванса по другой сделке, рассчитаться с долгами иностранным партнерам, выплатить зарплату своим подчиненным, работающим за границей, иным образом растратить либо укрыть валюту за границей и т.п.

Характерно, что действия, входящие в объективную сторону покушения на нарушение установленного валютным законодательством порядка зачисления на банковские счета или возврата денежных средств, могут совершаться и, как правило, совершаются виновным именно до истечения предельного срока. При заранее обдуманном умысле такими действиями следует признать, например, меры руководителя, направленные на перемещение товара в режиме экспорта, либо перевод предоплаты в валюте по импортному контракту и т.п.

Субъект преступления специальный. Им, как правило, является руководитель организации-резидента любой формы собственности, имеющий право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах. В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" руководитель организации определен как руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации.

Субъектом рассматриваемого преступления не может быть признан индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Хотя общеизвестно, что в рамках такой организационно-правовой формы часто действуют довольно крупные структуры.

Также не может быть субъектом преступления и лицо (не первый руководитель организации), которому поручено подписание (ведение) конкретного контракта и паспорта сделки.

В практике часто встречаются уголовные дела, где внешнеэкономический контракт подписывают другие работники организации, а не первый руководитель (заместители, финансовые директора, менеджеры либо просто работники, уполномоченные к подписанию контракта по доверенности). Эти лица не являются специальными субъектами данного преступления.

Субъектом преступления также не может быть руководитель организации-нерезидента (ч. 6 ст. 1 Закона о валютном регулировании). Несмотря на то что реально действия по зачислению валютных средств из-за границы на счета в уполномоченный банк РФ осуществляет, как правило, иностранный партнер, в соответствии с действующим законодательством обязанность обеспечить это зачисление полностью возлагается на организацию-резидента.

Соучастниками же преступления могут быть и другие лица (другие работники организации-резидента, сотрудники уполномоченного банка, другие представители органов и агентов валютного контроля, должностные лица и другие служащие органов власти и управления, иностранные партнеры и т.д.).

Следует учитывать, что невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте влечет уголовную ответственность при условии крупного размера рассматриваемого деяния, который определяется суммой невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающей 6 млн руб.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Это означает, что в деянии (действии или бездействии) необходимо установить один из двух видов умысла:

– прямой (лицо осознает фактический характер и общественную опасность своих действий, иначе говоря, понимает то обстоятельство, что валюта в крупном размере находилась или находится за границей в фактическом его распоряжении и что он несет ответственность по обеспечению ее возврата на счет в уполномоченный банк в полном объеме и в установленные сроки; он предвидит реальную возможность либо неизбежность последствий, т.е. невозвращения, и желает такого невозвращения (ч. 2 ст. 25 УК));

– косвенный (лицо также осознает изложенное, предвидит указанную выше реальную возможность, хоть и не желает, но сознательно допускает невозвращение валюты либо относится к невозврату безразлично (ч. 3 ст. 25 УК)).

Мотивы и цели данного преступления весьма разнообразны и формально не влияют на квалификацию преступления, однако они имеют важнейшее значение для назначения наказания. Нарушение установленного валютным законодательством порядка зачисления на банковские счета или возврата денежных средств, совершенное с прямым умыслом, обязательно содержит специальные цель и мотив. Чаще всего в практике встречаются корыстные цели и мотивы, связанные с хищением предмета перемещения, иными выгодами имущественного характера, например с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей. Встречаются и другие цели: прикрытие незаконной деятельности, отмывание полученных незаконным путем денежных средств и иного имущества, получение руководителем и другими работниками различных выгод неимущественного характера и т.п.

Установление в ходе расследования целей и мотивов преступника имеет серьезное криминалистическое значение, поскольку дает возможность выявлять многочисленные сопутствующие преступления, выдвигать и проверять правильные версии, планировать следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия и т.д.

С учетом различий в объектах посягательства невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте или валюте РФ, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк или банк, расположенный за пределами территории РФ, сопряженное с уклонением от уплаты налога с организаций, квалифицируют по совокупности ст. 193 и 199 УК.

Невозвращение средств в иностранной валюте и их последующее хищение также квалифицируются по совокупности соответствующих преступлений.

Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ΦЗ ст. 193 УК дополнена частью 2, где предусмотрены квалифицирующие признаки деяний, описанных в ч. 1 данной статьи. Таковыми являются: а) особо крупный размер (32 млн руб.); б) совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) использование заведомо подложного документа; г) использование юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Этим же Федеральным законом УК РФ дополнен ст. 193.1 "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов", где установлено:

"1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) в крупном размере;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового".

Как и в ст. 193 УК, деяния, предусмотренные ст. 193.1, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает 6 млн руб., а в особо крупном размере – 32 млн руб.

Объект данного преступления – общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного законодательством РФ совершения валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ. Денежные средства в иностранной валюте или в валюте РФ – предмет преступления.

Под действие ст. 193.1 УК подпадают не все разновидности валютных операций, а только операции по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов. Объективная сторона преступного деяния выражается в представлении кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.

Состав преступления формальный – для квалификации достаточно совершения самого деяния, описанного в диспозиции ст. 193.1 УК.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что совершает общественно опасное деяние и желает его совершить. О прямом умысле свидетельствует также использование законодателем формулировки "документов, содержащих заведомо недостоверные сведения".

Субъект характеризуется теми же признаками, что в составе преступления, предусмотренном ст. 193 УК.

В ч. 2 ст. 193.1 УК закреплены квалифицирующие: а) совершение деяния в крупном размере; б) группой лиц по предварительному сговору; в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Особо квалифицирующие признаки определены в ч. 3 ст. 193.1 УК: а) особо крупный размер; б) совершение преступления организованной группой.