Удельная Русь

Сыновья крестителя Руси св. Владимира после его смерти затеяли кровавую распрю. Победителем вышел Ярослав, прозванный угодливыми летописцами Мудрым. Он свалил все преступления на побежденного брата Святополка "Окаянного" и породнился со многими королевскими династиями феодальной Европы. Ярослав был последним единым великим князем киевским (1019–1054 гг.), разделив русские земли между наследниками на волости, или уделы. Э го привело к обособлению областей иод властью мелких князей – государей, похожему на западноевропейский феодализм раздробленностью, но отличному от него в других отношениях. Не было лестницы вассалитета и служебного условия для знати приводить князю отряд числом, зависимым от размера земельного владения; зато была клятва князя, вступавшего в правление уделом, городскому собранию – вече, где самой влиятельной силой были старшие дружинники-землевладельцы – бояре.

Старший в роду Рюриковичей княжил в Киеве, после смены великого князя прочие по старшинству должны были переезжать из города в город (лествичный порядок). Но на съезде в г. Любече (1097 г.) князья договорились о наследовании уделов своих отцов ("каждый да держит отчину свою"), а сын киевского князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский перенес великое княжение в г. Владимир-на-Клязьме, разогнав вечевых бояр, а затем подчинил Киев (1169 г.). Смена столицы государства и дробления уделов между многочисленными ветвями рода Рюриковичей повлекли дальнейшие междоусобицы в Русском государстве, внутренне расшатав его.

Классики русской исторической мысли XIX в. – С. М. Соловьев и его ученик В. О. Ключевский – назвали такой строй властных отношений удельно-вечевым, не считая возможным определять его как феодальный. В XX в. Μ. П. Павлов-Сильванский и затем советские историки-марксисты развернули обоснование концепции "русского феодализма", но многими исследователями она отвергается.

Золотая Орда и раздвоение русских земель. Нашествие монголо-татарских кочевых орд (1237–1243 гг.) привело к завоеванию азиатской степью восточно-европейского леса и открыло новый исторический период, связанный с отделением южной и западной (Днепровской) Руси от северной и восточной. Северо- Восточная Русь охватила в основном земли лесистого Верхневолжско-Окского междуречья и избежавшую разорения Новгородско-Псковскую приозерную окраину. Городом великого князя – данника монголо-татарского хана Золотой Орды – остался Владимир, но постепенно началось усиление Московского и Тверского уделов. В их соперничестве за получение от золото-ордынского хана ярлыка на великое княжение и права на сбор дани – выхода – преуспели при хане Узбеке (1312–1342 гг.) московские князья братья Даниловичи.

Узбек ввел в Золотой Орде ислам (как ранее это сделали ханы монгольских улусов в Иране и Туране); тогда как язычник Гедимин, провозгласив себя "королем литовцев и русских", подчинил поднепровские русские земли вплоть до Киева.

При сыновьях Узбека в Золотой Орде началась долгая династическая смута, в которую вмешался военачальник Мамай. Не принадлежа к роду Чингизидов, он рассчитывал захватить престол, создав себе опору власти в русских землях, и двинулся на Москву, но был разбит на Куликовом поле (1380 г.) русским ополчением, поддержанным литовской православной знатью. Однако хан- чингизид Тохтамыш принудил великого князя Дмитрия Донского, победившего Мамая, к повиновению и уплате ордынского выхода (1384 г.), а внук Гедимина литовский князь Ягайло вскоре благодаря женитьбе стал королем Польским (родоначальником династии Ягеллонов) и крестил Литву по католическому обряду. Католическая Литва стала в династической унии с Польшей западным соперником православной Великороссии, "собираемой" Москвой. Когда центробежные силы Золотой Орды привели к ее распаду на несколько ханств, а московские князья-Рюриковичи, подчинив все северо-восточные русские земли, провозгласили себя самодержавными православными государями всея Руси (1463–1521 гг.), в пределах территорий католической польско-литовской унии происходило формирование белорусского и малорусского (украинского) народов. Почти одновременно в начале XVI в. монах из Пскова Филофей выдвинул доктрину "Москва – третий Рим", а ректор католического Ягеллонского университета поляк Меховита предложил формулу татарское иго, пребывание под которым отлучило-де "московитов" от христианской Европы.