Учет и регистрация демографических событий

Учет населения в разных странах ведется с древнейших времен. Свидетельство этого можно обнаружить, например, в Библии. В одной из книг Ветхого Завета — "Числа" — записано: "И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской <...> исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужского пола поголовно от двадцати лет и выше, всех годных для войны. <...> И было всех вошедших в исчисление 603 550".

Согласно источникам учет населения происходил уже в странах Древнего мира. Так, в Китае сведения об учете населения датируются 2238 г. до н.э. В государствах Древнего мира такой учет проводился для того, чтобы знать количество возможных налогоплательщиков и потенциальных воинов. Как правило, учитывалось не все население, а только жители мужского пола. В Древней Греции учет стали проводить с конца IV в. до н.э. В Древнем Риме учет граждан и их имущества осуществлялся регулярно каждые пять лет специальными переписчиками — цензорами. Граждане были обязаны предоставлять цензорам правдивые сведения о составе семьи, имуществе, количестве рабов, подтверждая свои слова клятвой. При императоре Сервии Туллии (578—534) учет численности населения велся и посредством взимания пожертвования: в храмах каждый прихожанин бросал в определенную емкость по монете разного достоинства в зависимости от пола и возраста.

В средневековой Европе учет демографических событий и регистрация естественного движения населения (рождение, брак, смерть) осуществлялись церковью (крещение, венчание, отпевание). С середины XVIII в. данный учет и регистрация естественного и "механического" движения (переселения) жителей перешли к государственным органам: в Швеции — с 1749 г., в Австрии -с 1754 г., в Испании — с 1748 г., во Франции — с 1792 г., в Бельгии - с 1796 г., в Норвегии — с 1815 г., в Голландии — с 1824 г., в Великобритании — с 1837 г., в Италии — с 1865 г., в Германии — с 1875 г.

В Киевской Руси учет населения первыми стали проводить во второй половине XIII в. татаро-монгольские завоеватели в процессе сбора дани (десятина от всего имущества, скота и урожая) в 1246,1255—1259 гг. В летописях этого периода сообщается о том, что "окаянные" учитывали все население русских земель, кроме духовенства, которое было освобождено от дани. С образованием централизованного Московского государства в XIV—XVI вв. учет был поземельным: единицей налогового обложения являлись земельные участки. Результаты учета фиксировались в писцовых книгах. В XVII п. единицей налогового обложения (подати) становится двор (домохозяйство).

Первые общероссийские подворные учеты населения были произведены в 1646 и 1676—1678 гг. Учитывались все жители. Учет населения, за проведение которого отвечал Счетный приказ, проводился силами писцов и подьячих, которых направляли в уезды с "наказом" — инструкцией о том, как следует проводить учет. Местный воевода должен был содействовать прибывшим учетчикам, назначать им помощников из числа местных жителей и обеспечивать всем необходимым вплоть до пропитания. Прибывшие в поместья учетчики знакомили хозяина и его домочадцев, а также приказчика и старосту с государевым приказом об учете населения и требовали от них дать устный отчет о численности крестьян и посадских (городских) жителей. При этом особо учитывались лица мужского пола по возрастам, включая мальчиков. Это было связано с необходимостью получения сведений о тех, кого можно было призывать на службу в армию. В большинстве случаев, чтобы уменьшить подати, по "просьбе" помещика численность учтенного населения в отчетах занижалась. Согласно данным подворного учета 1676—1678 гг. численность населения России составляла 10,5 млн чел.

Предпоследний подворный учет был начат при Петре I в 1710 г. и велся несколько лет, при этом предпринималась попытка учесть все население поголовно. Однако этого сделать не удалось. Более того, число дворов, согласно полученным данным, уменьшилось по сравнению с учетом 1676—1678 гг. на 1/5. Повторный подворный учет в 1716—1717 гг. показал еще более низкие результаты: количество дворов оказалось на 1/3 меньше, чем в 1676—1678 гг. Поскольку налоги платили помещики, они для уменьшения налогообложения объединяли несколько дворов в один, а некоторые давали взятки, чтобы учетчик сократил численность дворов.

Для увеличения сбора налогов по указу Петра I от 26 ноября 1718 г. налогообложение с дворов было заменено на подушную подать с каждого лица мужского пола. Первый подушный учет населения России был проведен в 1719—1724 гг., и согласно его данным было учтено 5 млн душ мужского пола. Всего было проведено 10 подушных ревизий: в 1719, 1744—1746, 1763, 1782, 1796, 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг. Однако они давали не совсем точные сведения о податном населении России.

Так как сведения предоставлялись со слов помещика, отчеты назывались сказками. При этом до нового учета умерших за это время людей называли мертвыми душами, но они числились как живые. Представленные учетчиками сказки сопоставлялись и подвергались дополнительной проверке, поэтому подушный учет населения стали именовать ревизиями, а документы, в которых фиксировались сведения о проверенном податном населении, -ревизскими сказками. Ревизские сказки — это именные списки податного населения Российской империи XVIII — первой половины XIX в., куда включались все жители, с которых взимались налоги. Ревизские сказки на крепостных крестьян составляли помещики или их управляющие, на государственных крестьян — старосты, на городских жителей — представители городского управления. В ревизских сказках указывались пол, возраст, семейное положение, сословная и национальная принадлежность. В них не учитывалась большая часть неподатного населения: дворяне, чиновники, духовенство, ямщики, личный состав армии и флота, отставные солдаты, иностранцы, а также жители Польши, Финляндии и Закавказья.

Одновременно с подушным учетом, начиная еще с середины XVII в., в России велся учет рождений, браков и смертей церковью. Специальным указом от 14 апреля 1702 г. Петр I повелел московским церквям вести записи рождений и смертей и еженедельно предоставлять ведомости о числе крещений и погребений в Патриарший Духовный приказ. В 1722 г. Петр I издал еще один указ о повсеместном ведении метрических книг для православного населения. Однако этот приказ практически не выполнялся.

Лишь при Екатерине II были разработаны образцы отчетных ведомостей. Указом от 29 февраля 1764 г. приходским священникам вменялось в обязанность представлять отчеты в Синод с тем. чтобы оттуда они пересылались в Академию наук. Регулярный учет естественного движения населения начался с 1772 г. после принятия "Духовного регламента", который приписывал священникам регистрировать акты гражданского состояния (рождения, браки и смерти) в церковных метрических книгах. Однако церковным учетом было охвачено только православное население, не учитывались мертворожденные и умершие без крещения и отпевания. Согласно метрическим данным численность населения России в 1782 г. составляла 28 млн чел., в 1812 г. — 41 млн чел., в 1835 г. — 60 млн чел., в 1858 г. 71 млн чел.

После отмены крепостного права в 1861 г. в России учет населения стали осуществлять местные статистические комитеты и полицейские управы. В отдельных городах и губерниях иногда проводились ревизии. Таких ревизий было осуществлено около 200, но их данные часто не публиковались, просто сообщалось об их проведении. Более или менее регулярно проводились ревизии в двух столицах: в Санкт-Петербурге (1862, 1863, 1864, 1869, 1890, 1900, 1910, 1915) и Москве (1871, 1882, 1902, 1912).

В Советской России функции учета естественного движения населения (рождений, браков и смертей) были переданы государственным органам. 18 декабря 1917 г. вышел декрет "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния". В городах для регистрации и учета демографических событий создавались отделы записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС). 22 октября 1918 г. был принят "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". В 1919 г. Центральным статистическим управлением были разработаны правила регистрации рождений, смертей, браков и разводов. Регистрация демографических событий полностью передавалась органам государственной власти. Данные о регистрации демографических событий направлялись в соответствующие органы государственной статистики.

В настоящее время текущий учет рождаемости и смертности, браков и разводов в городах ведется отделами ЗАГС на основании Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния". Учет внутренней миграции населения и изменения места жительства осуществляют территориальные органы Федеральной миграционной службы (далее — ФМС), а внешней миграции населения — дипломатические, визовые, пограничные службы.

В сельской местности текущий учет демографических событий с 1977 г. проводится администрацией населенного пункта. Для учета сельского населения используется система, которая включает в себя две формы первичного учета: похозяйственная книга и список временно проживающих. В нехозяйственную книгу заносятся сведения о каждом проживающем члене хозяйства, а также об его отношении к главе хозяйства, дате рождения, поле, виде занятия, месте работы, прибытии новых членов и выбытии (смерти или переселении). Данные в нехозяйственных книгах, как правило, обновляются два раза в год по состоянию на 1 января и 1 июня текущего года. В списке временно проживающих граждан фиксируются основные демографические данные обо всех прибывших в населенный пункт на срок более месяца. В некоторых городах для учета проживающих в частных домах еще сохраняются домовые книги независимо от регистрации в территориальном органе ФМС.

На основании сведений, которые содержатся в похозяйственных книгах и в списке временно проживающих, местные органы управления планируют и регулируют свою финансовую и хозяйственную деятельность.

По времени и способам регистрации демографических событий различают:

— регулярный учет демографических событий при их возникновении;

— периодический учет демографических событий за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год, несколько лет);

— единовременный учет демографических сведений об определенных группах населения (списки налогоплательщиков, избирателей, призывников, результаты выборочных социально-демографических обследований).

Специальные социально-демографические исследования относятся к дополнительным источникам информации о населении и демографических процессах. Их особенность состоит в том, что они ориентированы на более детальное и глубокое изучение единичных демографических событий. Социально-демографические исследования позволяют получить всестороннюю и наиболее полную информацию об актуальной демографической проблеме. Важным требованием к подобным исследованиям является репрезентативность, т.е. минимальная выборка обследуемых респондентов должна быть такой, чтобы на ее основе было возможно делать правомерные выводы об исследуемой общности в целом (генеральной совокупности). Зависимость выборки от объема обследуемых респондентов генеральной совокупностью представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Зависимость выборки от объема генеральной совокупности

Генеральная совокупность

500

1000

2000

3000

1000

5000

10 000

Выборочная совокупность

222

286

333

350

360

370

385

Источник: Глотов М. Б. Социология : учебник. 2-е изд. М., 2013. С. 331.

Выборочные социально-демографические исследования позволяют с меньшими затратами сил, времени и средств получить информацию об актуальной демографической проблеме. Чаще всего выборочные социально-демографические исследования проводятся для изучения состояния брачно-разводных процессов, репродуктивного поведения и рождаемости. В 1974—1982 гг. Международным статистическим институтом совместно с Международным союзом по изучению проблем народонаселения было проведено Всемирное обследование рождаемости, которое состояло из выборочных обследований в 21 экономически развитой стране и в 41 развивающейся стране. С 1988 по 1999 г. было проведено Всемирное обследование семьи и рождаемости в 24 развитых странах. В США регулярно, а в России периодически проводятся выборочные обследования рождаемости. В настоящее время журнал "Социологические исследования" регулярно публикует результаты проводимых социально-демографических исследовании.

Регистрация демографических событий в нашей стране носит обязательный характер и ведется согласно заявительному принципу. Принятым 27 июля 1936 г. законом "О порядке и сроках регистрации рождений и смертей" были установлены правила и сроки их регистрации. За несвоевременную регистрацию или уклонение от нее устанавливалась административная ответственность. Согласно действующему Федеральному закону "Об актах гражданского состояния" государственной регистрации подлежат акты рождения и смерти, усыновления (удочерения), смены имени и фамилии, заключения и расторжения брака, миграционные перемещения. На основании регистрации выдаются специальные свидетельства. Однако из нового закона была исключена регистрация некоторых демографических показателей. В результате статистические органы прекратили регистрировать, например, данные о возрасте лиц, вступающих в брак, что затруднило расчет среднего возраста вступления в брак.

Согласно законодательству граждане должны добровольно обращаться в органы государственной службы и сообщать о произошедших в их жизни демографических событиях. Как правило, при регистрации демографических событий гражданам выдаются соответствующие свидетельства, имеющее юридическую силу и позволяющие совершать определенные правовые действия. Так, свидетельство о рождении ребенка дает право на получения пособия; свидетельство о браке — право на регистрацию по месту жительства мужа или жены, а также на венчание в церкви; свидетельство о разводе — право на новый брак; свидетельство о смерти — право на получение места для захоронения и право наследования. Иногородним российским студентам, проживающим в общежитии, необходима регистрация в территориальном органе ФМС, о чем в паспорте делается специальная отметка. При пересечении границы страны, с которой установлены визовые отношения, в паспорте также делается отметка.

Порядок регистрации рождений в Российской Федерации. Рождение ребенка регистрируется отделами ЗАГС в месячный срок по месту его наступления или по месту жительства одного из родителей. При регистрации учитывается рождение ребенка в зарегистрированном браке, рождение ребенка вне брака по заявлению обоих родителей, рождение ребенка вне брака по заявлению матери. В свидетельстве о рождении указываются дата рождения, имя ребенка, сведения о родителях, место регистрации. Сведения о фамилии, имени и отчестве отца указываются в свидетельстве о рождении по желанию обоих родителей или матери.

Порядок регистрации смертей в Российской Федерации. Регистрация смерти происходит в отделах ЗАГС по последнему месту жительства умершего или месту наступления смерти на основании медицинской справки о смерти, составленной врачом и заверенной лечебным заведением. Если тело умершего было обнаружено не по месту его проживания, то смерть регистрируется по месту нахождения организации, выдавшей справку о смерти. На основании медицинского заключения выдается свидетельство о смерти, в котором указываются сведения о личности умершего, дата наступления и причина смерти в соответствии с Международной классификацией болезней, травм и причин смерти.

Порядок регистрации брака в Российской Федерации. В соответствии с Семейным кодексом РФ брак заключается в органах ЗАГС. Регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории РФ но выбору вступающих в брак по истечении месяца со дня подачи совместного заявления. В заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Не допускается заключение брака между теми, кто уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), имеющими общих отца или мать братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы один признан судом недееспособным вследствие психического расстройства. Для двоюродных или сводных братьев и сестер такой запрет отсутствует.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность каждого вступающего в брак; документы, подтверждающий прекращение предыдущего брака; разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста несовершеннолетним. Регистрация брака разрешена только для граждан, достигших совершеннолетия. Однако при наличии уважительных причин несовершеннолетним гражданам органы местного самоуправления по месту жительства могут разрешить вступить в брак. При этом законодательство не уточняет, какие причины являются уважительными. Если один из вступающих в брак не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи совместного заявления, его волеизъявление оформляется отдельными заявлением, которое должно быть удостоверено нотариально. Если один из вступающих в брак является иностранцем, брак регистрируется центральным органом ЗАГС города или области. В сельской местности брак регистрирует председатель местного совета.

При наличии уважительных причин заведующий отделом ЗАГС может разрешить регистрацию брака и до истечения одного месяца. Лица, которые раньше пребывали в браке, могут зарегистрировать повторный брак только при предъявлении документов, подтверждающих прекращение предыдущего брака (свидетельство о разводе, свидетельство о смерти одного из супругов).

Порядок регистрации развода в Российской Федерации. Возможны две процедуры расторжения брака:

1. Если супруги согласны на расторжение брака и у них нет общих детей младше 18 лет и имущественных претензий, брак расторгается в органах ЗАГС по обоюдному согласию супругов через месяц с момента их обращения с заявлением о расторжении брака.

2. Если имеются общие несовершеннолетние дети или один из супругов возражает против расторжения брака, или имеет имущественные претензии, то брак должен быть расторгнут в судебном порядке. После вынесения решения у сторон есть право обжаловать его. Если в установленный законом срок решение суда о расторжении брака не будет обжаловано, оно вступит в законную силу, и бывшие супруги могут получить выписку из решения суда. Регистрация развода производится на основании выписки из решения суда и осуществляется органами ЗАГС. Срок, в течение которого должна быть осуществлена регистрация развода, законодательством не установлен. Также государством устанавливается пошлина за расторжение брака, размер которой с 2015 г. составляет 650 руб.

Порядок регистрации миграции в Российской Федерации. В 1932 г. Постановлением Центрального исполнительного комитета (далее — ЦИК) и Совета народных комиссаров (далее — СНК) была введена единая паспортная система с обязательной пропиской по месту жительства городских жителей. Колхозникам до 1974 г. паспорта не выдавались, чтобы не допустить их свободного передвижения по стране и смены места жительства. Выдача паспортов, регистрация прописки и выписки проводились паспортными столами милиции.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" ранее существовавшая прописка по месту жительства с 1 октября 1993 г. была заменена регистрацией по месту жительства или по месту пребывания. В настоящее время порядок регистрации по месту жительства или пребывания граждан Российской Федерации на территории РФ регулируется тремя документами: Законом "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 и Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС от 11 сентября 2012 г. № 288. С 1 января 2014 г. срок временного пребывания в России иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (в том числе граждан Украины), не может превышать 90 суток.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставить:

— документ, удостоверяющий личность;

— заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

— документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Первичным статистическим документом, на основе которого в Российской Федерации осуществляется текущий учет миграции, является листок статистического учета, который заполняют должностные лица, ответственные за регистрацию населения по месту пребывания и месту жительства. В трехдневный срок со дня обращения граждан сведения о регистрации мигрантов передаются в территориальные подразделения ФМС России и не реже одного раза в месяц — в территориальные органы государственной статистики. Листок статистического учета содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, новое место жительства, последнее место жительства с указанием года проживания, основное обстоятельство, вызвавшее необходимость миграции, прежнее место работы и вид деятельности, вид прежнего социального обеспечения, образование, семейное положение, наличие или отсутствие членов семьи по новому месту жительства.

Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации (имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание), подлежат регистрации по месту жительства или учету по месту пребывания. Из-за отсутствия органов учета и регистрации нелегальной миграции в Росстат не поступают сведения о численности нелегальных мигрантов.

Регистр населения. В некоторых странах сбор демографической информации сегодня ведется посредством регистра населения — компьютеризированной системы учета данных обо всех гражданах страны, находящихся на ее территории или за ее пределами. Первые национальные регистры населения были созданы в Норвегии (1964), Швеции (1967), Дании (1968), Финляндии (1969). В настоящее время регистры населения имеются более чем в 65 странах мира.

Программа регистра населения составляется с учетом национальных особенностей страны и включает показатели социально-демографических изменений па протяжении всей жизни человека. Основу регистра населения составляют индивидуальные идентификационные коды (далее — ИИК), которые присваиваются человеку при его рождении или при въезде иностранного гражданина на территорию страны. Индивидуальные идентификационные коды не меняются со дня их присвоения и фиксируются на всех документах, которые получает гражданин при оформлении важных событий своей жизни. Один экземпляр данных документов в обязательном порядке направляется в органы статистической регистрации, где вносится в базу данных соответствующего ИИК. Таким образом, регистр становится непрерывно действующей переписью населения. При необходимости можно получить информацию о текущих демографических событиях в жизни каждого гражданина, а также о демографических и социально-экономических характеристиках жителей страны, которые обычно собираются при проведении переписи населения.

Ведение учета демографических событий с помощью регистра населения получило широкое применение с развитием электронно-вычислительной и компьютерной техники. Сегодня регистры населения функционируют практически во всех западноевропейских странах с относительно небольшой численностью населения. Компьютеризация регистрации населения позволяет осуществлять перманентный учет демографических событий и создает предпосылки для отказа от традиционной переписи населения. Впервые переписи населения с использованием данных регистра без опроса населения были проведены в Дании (1981), Финляндии (1990), Норвегии и Швеции (2011). В США существуют региональные регистры населения. В России в 2000-х гг. предпринималась попытка создать регистр населения для одного из округов Москвы.