Учет расходов на оплату труда работников бюджетной сферы

Размеры оплаты труда работников бюджетной сферы зависят от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В определенных случаях им устанавливаются компенсационные и стимулирующие выплаты. В общем виде условия оплаты труда работников сектора государственного управления определены положениями ст. 135 и 144 ТК РФ, согласно которым системы оплаты труда устанавливаются для работников: – федеральных учреждений – федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

– государственных учреждений субъектов РФ – законами и иными нормативными правовыми актам субъектов РФ;

– муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В Российской Федерации принята Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг до 2018 года, в соответствии с которой с работниками государственных и муниципальных учреждений будут заключаться "эффективные контракты", в которых формализуются должностные обязанности работников, показатели и критерии оценки труда, условия оплаты труда и предоставления льгот.

Под "эффективным контрактом" понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:

– наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;

– системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного груда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;

– системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;

– системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;

– подробной конкретизации должностных обязанностей работников с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Конкретные условия оплаты труда работников каждого учреждения могут быть определены коллективным договором и локальными нормативными актами на основе положений федерального законодательства и законодательства субъекта РФ.

Положение об оплате труда и материальном стимулировании является инициативным локальным нормативным актом учреждения. В учреждении федерального уровня разработка положения об оплате труда осуществляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений" (далее – Рекомендации).

Положение об оплате труда с учетом Рекомендаций должно состоять из нескольких разделов.

"Общие положения" содержат обобщенное описание применяемой системы оплаты труда и ее основных элементов, а также краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников; действующие нормативные правовые акты по оплате труда, отражающие специфику видов экономической деятельности учреждения.

"Порядок и условия труда". В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам" все должности, применяемые в бюджетной сфере, должны быть сгруппированы в профессионально-квалификационные группы (ПКГ). Критерии отнесения должностей к ПКГ приведены в данном приказе.

Размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ рассчитываются на основе дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание бюджетных учреждений, соответствующих уставным целям федеральных бюджетных учреждений и содержащихся в соответствующих разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Дополнительно в данном разделе должны быть раскрыты:

1) критерии установления и размеры выплат компенсационного характера в соответствии с их перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (за счет всех источников финансирования). Выплаты компенсационного характера предусматриваются работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;

2) конкретные размеры выплат стимулирующего характера в соответствии с их перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" (за счет всех источников финансирования), критерии их установления. Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливаются:

а) за качество выполняемых работ;

б) за интенсивность и высокие результаты работы;

в) за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

г) в виде премий по итогам работы.

"Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера". В данном разделе должен быть раскрыт порядок оплаты труда руководителей учреждений в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 № 167н "Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения, его заместителей, главного бухгалтера"; установление размеров окладов и порядок их индексации, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.

"Другие вопросы оплаты труда" либо "Заключительные положения". Здесь необходимо рассмотреть другие вопросы, связанные с оплатой труда работников: условия и размеры оказания материальной помощи, права руководителей филиалов и пр.

При разработке Положения об оплате труда с учетом Рекомендаций необходимо учитывать, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже установленного федеральным законодательством уровня.

Следует подчеркнуть еще раз, что в каждом субъекте РФ и каждом муниципальном образовании действуют собственные системы оплаты труда работников учреждений, финансируемых из региональных и местных бюджетов, основанные на федеральной методологии.

Начисление и выплата сумм заработной платы и денежного довольствия в бюджетных учреждениях учитывается на счетах:

– 030211000 – "Расчеты по заработной плате";

– 030212000 – "Расчеты по прочим выплатам".

Перечень видов расходов по КОСГУ 211 приведен в приложении 3 к данному учебнику.

По начислениям и перечислениям заработной платы работникам учреждений, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, выполняются следующие бухгалтерские записи (табл. 5.20).

Основанием для начисления заработной платы являются:

– табель учета рабочего времени (ф. 0301008) (при автоматизированном способе начисления заработной платы);

– табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. 0504421).

Таблица 5.20

Типовые бухгалтерские записи по начислениям, перечислениям заработной платы работникам учреждений и вознаграждений но договорам гражданско-правовою характера

ОГЛАВЛЕНИЕ операции

Дебет

Кредит

Расчеты но начислению сумм заработной платы и иных выплат

Начисление заработной платы сотрудникам учреждения, в том числе за первые три дня пособий по временной нетрудоспособности

0101 20211

010960211

010970211

030211730

Начисление компенсационных выплат работникам

040120212

030212730

Начисление стипендий

040120290

030291730

Начисление вознаграждения лицам, работающим по договорам гражданско-правового характера

0401 202хх

0109602хх

0109702хх

(по соответствующим КОСГУ расходов)

0302 хх 730

Удержание из начисленных выплат на основании исполнительного листа

030211830 0302 хх 830

030403730

Расчеты по перечислению сумм заработной платы и иных выплат на лицевые счета (банковские карты) работников на основании их письменных заявлений

Удержание из заработной платы, прочих выплат, пособий работников перечисления на их лицевые счета работников в кредитных учреждениях

0302 хх 830

030403730

Перечисление на лицевые счета (банковские карты) работников причитающихся им сумм заработной платы и иных выплат

030403830

0201 11610 18 забалансовый счет

Начисление процентов при задержке выплат, начисленных в пользу сотрудника в соответствии с законодательством

040120290

030291730

Расчеты с депонентами

Депонирование заработной платы, прочих выплат, пособий, выплат по договорам гражданско-правового характера

0302 хх 830

030402730

Выплата депонированных сумм через кассу учреждения

030402830

020134610

Перечисление депонированных сумм на банковские счета работников

030402830

0201 11610 18 забалансовый счет

При расчетах по оплате труда в случаях получения заработной платы через кассу применяются следующие первичные учетные документы:

1) расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401) – составляется по учреждению для отражения начисления заработной платы и выплат, произведенных работникам в течение месяца и причитающихся в окончательный расчет, удержанных из заработной платы налогов и других сумм, подписывается исполнителем и лицом, проверившим документ. Разрешение на выплату заработной платы осуществляется за подписью руководителя учреждения и главного бухгалтера. В централизованных бухгалтериях расчетно-платежная ведомость составляется раздельно на каждое обслуживаемое учреждение. Ведомость подписывает руководитель соответствующего учреждения, руководитель группы учета и исполнитель. Разрешение на выплату заработной платы оформляется подписью руководителя учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия;

2) платежная ведомость (ф. 0504403) – применяется в случаях, когда разовые расчеты по заработной плате, при уходе в отпуск или увольнении ие совпадают с составлением общего расчета, т.е. в межотчетный период.

Независимо от способа выдачи заработной платы (через кассу или специальные карточные счета) ежемесячное начисление заработной платы каждому работнику должно отражаться в карточке- справке (ф. 0504417). Она применяется для регистрации справочных сведений о работнике; об источниках начисленной заработной платы по видам; об удержанных суммах по видам; указывается сумма к выдаче. В карточке предусмотрено место для подклейки расчетных листков.

При предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях составляется записка-расчет об исчислении среднего заработка (ф. 0504425). Единый порядок исчисления размера средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. В нем предусмотрены различные методики определения среднего заработка в зависимости от оснований для выплаты:

– при направлении работника в командировку, на повышение квалификации с отрывом от производства расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется заработная плата;

– для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется средний дневной заработок за последние 12 календарных месяцев. Его расчет производится путем деления суммы начисленной заработной платы за последние 12 календарных месяцев на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

При расчете средней заработной платы помимо положений ТК РФ необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". Пунктом 5 данного документа установлен порядок определения расчетного периода (12 календарных месяцев). В этом случае количество дней расчетного периода определяется по формуле

РП = 29,3 • ПКМ + ((29,3 / Дк) • Дотр),

где РП – расчетный период, дней; 29,3 – среднемесячное число календарных дней; ПКМ – количество полных календарных месяцев; Дк – количество календарных дней месяца, который отработан не полностью; Дотр – количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное работником в данном месяце.

Пример

Работнику предоставлен отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 10.04.2014. В расчетном периоде (01.04.2013–30.03.2014) им предъявлен листок временной нетрудоспособности на период с 15 по 17 августа 2013 г., а с 18 но 24 ноября 2013 г. он был в командировке.

В расчетном периоде работнику начислена заработная плата в сумме 498000 руб. без учета выплат по временной нетрудоспособности и оплаты за дни пребывания в командировке.

Последовательность определения суммы оплаты за дни очередного отпуска будет следующей.

Шаг 1. Определение количества дней в расчетном периоде:

а) количество календарных дней, приходящихся на отработанное время в августе и ноябре 2013 г.:

Август (29,3 / 31 день) • 28 дней = 26,5 дней;

Ноябрь (29,3 / 30 дней) • 23 дня = 22,5 дней;

б) количество дней в полностью отработанных месяцах:

29,3 • 10 мес. = 293 дня;

в) количество дней в расчетном периоде составит:

293 + 26,5 + 22,5 = 342 дня.

Шаг 2. Определение среднего заработка работника для расчета оплаты отпуска:

498000 руб. / 342 дня = 1456,14 руб.

Шаг 3. Начисление сумм оплаты за дни очередного отпуска:

1456,14 руб. • 28 дней = 40771,93 руб.

В расчет среднедневного заработка текущие премии и вознаграждения включаются при условии их фактического начисления за расчетный период следующим образом:

– ежемесячные – не более одной за каждый месяц расчетного периода за одни и те же показатели, начисленные в расчетном периоде;

– за периоды работы – за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц, если продолжительность периода превышает расчетный.

Вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, учитываются независимо от времени начисления вознаграждения (п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

Обращаем ваше внимание на принятие к расчету премии по итогам работы за год. Если в учреждении она начисляется независимо от фактически отработанного времени (например, в фиксированной сумме), то при расчете среднего заработка такую премию следует учесть пропорционально отработанному времени в периоде начисления.

Если расчетный период для отпуска отработан не полностью и премии начислены не пропорционально отработанному времени, то при расчете суммы вознаграждения по итогам работы за год для включения в расчет отпускных следует руководствоваться формулой, приведенной в письме Минздравсоцразвития России от 26.06.2008 № 2337-17:

СПр – СПрфакт / Кнорм • Кфакт,

где СПр – сумма премии по итогам работы за год, подлежащая включению в расчет среднего заработка; СПрфакт – фактическая сумма премиальных выплат, подлежащих пересчету; Кнорм – количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели в расчетном периоде но норме; Κфакт – количество рабочих дней по календарю пятидневной (шестидневной) рабочей недели в расчетном периоде по факту.

Пример

Работнику в ноябре 2013 г. была начислена годовая премия в сумме 15000 руб. В соответствии с локальным актом учреждения она выплачивается без учета отработанного в 2013 г. времени. Учреждение работает по графику пятидневной рабочей недели.

Работнику предоставлен очередной отпуск с 1 апреля 2013 г. на 28 календарных дней. Расчетный период для отпуска (с 01.04.2012 по 31.03.2013) отработан не полностью (с 14 по 30 июня 2012 г. работник был болен). В расчетном периоде работнику начислена заработная плата в сумме 412000 руб. с учетом премии, но без учета выплат по временной нетрудоспособности.

Для расчета суммы премии, подлежащей включению в расчет среднего заработка для начисления отпускных сумм, осуществляются следующие шаги.

Шаг 1. Определение количества фактических рабочих дней в расчетном периоде для перерасчета суммы премии.

2012 г.

Итого

Всего фактических рабочих дней

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

21

21

8

22

23

20

23

21

21

180

17

20

20

57

237

Шаг 2. Определение общего количества рабочих дней расчетного периода по норме. В нашем случае оно составляет 249 дней.

Шаг 3. Определение суммы годовой премии для включения ее в расчет среднего заработка: 14277,11 руб. (15000 руб. / 249 раб. дн.) • 237 раб. дн.

Шаг 4. Определение базовой суммы для расчета среднедневного заработка: 412000 руб. – 15000 руб. + 14 277,11 руб. = 411 277,11 руб.

Последующие шаги идентичны описанным в предыдущем примере.

Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда.