Учет экстерналий в глобальных экологических процессах

Трактуя понятие экстерналий в широком аспекте, в зависимости от различного типа воздействий (во времени, между секторами или регионами и пр.), можно выделить следующие типы внешних эффектов.

1. Темпоральные (между поколениями) экстерналии. В соответствии с концепцией устойчивого развития современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои собственные нужды. При сложившемся техногенном развитии принципиальным экономическим моментом является возложение дополнительных экстернальных затрат современным поколением на будущие (отрицательные темпоральные экстерналии). К положительным темпоральным экстерналиям относятся достижения научно-технической революции современников, создающие возможности по снижению затрат в будущем. Например, освоение дешевых технологий производства энергии (солнечная и др.) дадут значительный экономический эффект в будущем.

2. Глобальные (межстрановые) экстерналии. В масштабах планеты данный вид экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, связанных прежде всего с переносом трансграничных загрязнений. В настоящее время мировое сообщество осознает эту проблему. Подписываются специальные мировые конвенции и соглашения, межстрановые договоры по борьбе с трансграничными загрязнениями.

3. Межсекторальные экстерналии. Развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих, наносит значительный экологический ущерб другим секторам (например, сельскому хозяйству). Существуют и положительные межсекторальные экстерналии, когда развитие одних секторов может дать значительный эколого-экономический эффект в других секторах. Это достигается при альтернативном решении экологических проблем, структурной перестройке экономики.

4. Межрегиональные экстерналии. Этот вид экстерналий является уменьшенной копией глобальных экстерналий, только в рамках одной страны. Для такой огромной страны, как Россия, с ее многочисленными административными единицами, областями, субъектами Федерации данная проблема стоит довольно остро. Классическим примером здесь может быть Волга. Так, находящиеся в верхнем течении регионы своими загрязнениями создают дополнительные затраты на очистку воды у регионов, расположенных ниже по течению.

5. Локальные экстерналии. Этот вид экстерналий наиболее хорошо изучен в литературе. Обычно на ограниченной территории рассматривается деятельность предприятия-загрязнителя и анализируются вызываемые его экстернальные издержки у реципиентов (других предприятий, населения, природных объектов и пр.).

К основным глобальным экологическим проблемам следует отнести выбросы парниковых газов, истощение озонового слоя и трансграничный перенос загрязняющих веществ. Анализируя проблему глобального потепления, отметим, что экстернальные издержки включают две составляющие – затраты на предотвращение глобального потепления и ущерб от изменения климата.

Принципиальная неразрешимость проблемы оценки ущерба от глобального потепления приводит к необходимости учитывать только первую составляющую экстернальных издержек, хотя, очевидно, что ее значение будет занижено.

В подобных условиях устанавливается либо платеж за вредное воздействие, что в наибольшей степени соответствует российской системе управления природопользованием, либо налог, приемлемый для развитой рыночной экономики. В обоих случаях это реализация принципа "загрязнитель платит".

Реализация принципа "жертва платит" состоит в введении энергетического налога с юридических и физических лиц либо в бюджетных ассигнованиях на охрану природы.

Принципы "загрязнитель платит" и "жертва платит" – два крайних подхода к реализации эколого-экономической стратегии. Первый принцип предполагает, что предприятие-загрязнитель не имеет никаких прав на загрязнение окружающей среды, и общество, предоставляя ему эти права, диктует свои условия. Загрязнитель выплачивает компенсацию (платеж или налог), которая назначена ему обществом. Его мнение не принимается в расчет при установлении экологических нормативов и ставок платежа.

Когда речь идет о втором принципе, то ситуация становится прямо противоположной. Подразумевается приоритет прав загрязнителя. Общество же, если хочет установить для него какие-то экологические требования, должно за это заплатить.

На практике оба принципа сочетаются. Часть природоохранных издержек берет на себя загрязнитель, а часть – общество. Распределение их долей в издержках является следствием распределения экологической ответственности между элементами институциональной структуры.

Чтобы разобраться в соотношении разных механизмов платежей за выбросы, необходимо перенести это исследование в плоскость отношений собственности на ассимиляционный потенциал природной среды.

Права собственности на ассимиляционный потенциал реализуются через владение лицензией на определенный объем выбросов (квоты).

Международные договоренности о квотировании выбросов парниковых газов могли бы стать исходным пунктом внутренней политики управления объемами загрязнений. При этом возможны следующие варианты.

1. Собственником национальной квоты на выбросы является государство. Взяв на себя международные обязательства, оно контролирует размещение источников выбросов на своей территории.

2. Государство передает часть квоты в собственность предприятий-загрязнителей, сохраняя монополию внешней торговли лицензиями. Эти предприятия продают лицензии друг другу, но мировой рынок им недоступен.

3. Государство продает лицензии и самоустраняется. Владельцы лицензий самостоятельно выходят на мировой рынок. Этот вариант в наименьшей степени приемлем как для России, так и для развивающихся стран.

Возможность торговли лицензиями на загрязнение и правовые закрепления этой процедуры приводят к формированию рыночной системы регулирования нагрузки на окружающую среду. В системе участвуют собственник лицензии, ее арендатор, орган-эмиттент лицензий, контролирующие и арбитражные органы. Число лицензий в системе, безусловно, должно соответствовать допустимому объему выбросов для каждого государства.

Наряду с существованием рынка разрешений на выбросы формируется система сбора средств на реализацию природоохранных мероприятий (специальный налог на недвижимость, платежи на воспроизводство окружающей среды). Такую систему экономических взаимоотношений по поводу использования ассимиляционного потенциала природной среды можно сравнить с системой торговли любыми другими ресурсами или продуктами.

Глобальный характер истощения озонового слоя требует координации действий различных стран – производителей и потребителей озоноразрушающих веществ (ОРВ). Ограничения но производству и применению ОРВ, определенные Монреальским протоколом 1987 г., требуют кардинальной перестройки воспроизводственной структуры, которая связана с ликвидацией производств по выработке ОРВ при синхронном создании предприятий по получению их заменителей. Экологический механизм, направленный на сокращение ОРВ, должен стимулировать их замену безопасными веществами как у производителей, так и у потребителей.

В настоящее время существует два подхода к управлению производством и потреблением ОРВ.

1. Установление налога на производство и потребление ОРВ и распределение поступающих средств через госбюджет.

2. Введение платежей за производство ОРВ с одновременным созданием фонда для финансирования мероприятий по переходу на озонобезопасные вещества.

Выбор варианта действий зависит от характера спроса и предложения (при эластичном спросе – налог, при неэластичном – платежи). Налоговые поступления и специальные фонды в любом случае используются для дотирования производства озонобезопасных веществ

Одним из подходов к проблемам экономического регулирования трансграничных воздействий хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды являются распределение между регионами квот выбросов и дальнейшая организация между ними экономических отношений по поводу использования этих квот. Если, например, часть выбросов от источников, размещенных в регионе А, переносится в регион Б, то предприятия первого региона расходуют не только свою квоту, но и квоту региона Б. Реализация принципа "загрязнитель платит" предполагает, что предприятия региона А, должны заплатить за использование квоты, принадлежащей региону Б.

Если предприятие оказывает воздействие на окружающую среду одной территории, то разрешение на выброс выдается ее органами охраны природы. Если затрагиваются территории нескольких субъектов, то лицензии на соответствующую долю выбросов должны предоставлять органы охраны природы каждого из них.

Специфическими являются экологические проблемы для зон, где размещены объекты повышенного риска: атомные станции, крупные химические предприятия. Для территорий, относящихся к зонам риска, это означает, что не должна увеличиваться вероятность того, что произойдет авария хотя бы на одном из объектов.

Исследования по социально-психологическим вопросам позволяют оценивать предельно допустимую величину риска. Исходя из этого значения можно рассматривать различные комбинации расширения и закрытия производственных объектов. Это обстоятельство дает возможность оценивать подобные проекты в отдельности, если для них имеется хоть какая-то вероятность экологического риска.

Любой риск должен быть в обязательном порядке компенсирован. Так, население, проживающее вблизи атомной станции, имеет право на подобные компенсации, получаемые от тех, кто пользуется результатами деятельности станции, но избавлен от риска.

Итак, распределение квот на выбросы, установление значений и предельного риска гарантирует соблюдение общих ограничений и одновременно позволяет осуществлять региональную политику сохранения среды. Остальное – дело экономического механизма, который должен способствовать оптимальному распределению квот на выбросы между отдельными предприятиями. Такие выбросы могут быть допустимыми благодаря тому, что природная среда обладает ассимиляционным потенциалом.