Лекция 2. Учетные подсистемы в информационном поле предприятия

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• сущность, структуру, функции и назначение управленческого учета;

• концепции управленческого учета;

• сравнительную характеристику управленческого, финансового и производственного учета;

• международный опыт стандартизации управленческого учета;

уметь

объяснять причины формирования различных подходов к пониманию управленческого учета;

• определять потенциальных пользователей информации;

владеть

• процедурами производственного учета затрат.

Учетные подсистемы, их цели и пользователи информации

В информационном ноле предприятия значительное место занимает система учета, включающая отдельные подсистемы. Каждая из них может рассматриваться как обособленная система, имеющая входы и выходы, в том числе по связям с другими учетными системами. То есть под учетной системой можно понимать как всю учетную работу организации, включающую бухгалтерский, налоговый, статистический и оперативный учет, так и более узкие ее области. Зарубежная теория оперирует данным термином даже при характеристике отдельных калькуляционных методов[1]. Действительно, системы "стандарт-костинг" и "директ-костинг" содержат набор элементов, совокупность и взаимодействие которых приводит к достижению поставленных управленческих целей.

Основными подсистемами бухгалтерского учета являются финансовый учет, управленческий учет и налоговый учет (рис. 2.1). Параллельное ведение учета на предприятии в разных подсистемах обусловлено расхождением интересов пользователей данных бухгалтерского учета. Каждая из подсистем стремится удовлетворить информационные потребности своих пользователей: финансовый учет акционеров, инвесторов, кредитные учреждения, партнеров по бизнесу; налоговый учет – налоговые органы; управленческий учет – руководителей разного уровня управления. Но все подсистемы функционируют на одном предприятии и должны не только обеспечивать формирование достоверной информации, но и способствовать повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Рис. 2.1. Подсистемы бухгалтерского учета

Финансовый учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Финансовый учет в условиях разделения учетных систем выполняет функции системного бухгалтерского учета, построенного в соответствии с принципами и нормами национальных и международных стандартов. Результатом учетных процессов является финансовая отчетность, которая может быть использована для оценки финансового положения предприятия как внутренними, так и внешними пользователями.

Финансовый учет регулируется государством. В настоящее время сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями правительства, указами президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях. Второй (нормативный) уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации по ведению бухгалтерского учета, издаваемые Минфином России, федеральными органами исполнительной власти (например, План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению). Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы предприятия, формирующие его учетную политику.

Выделение управленческого учета в качестве подсистемы бухгалтерского учета связано с усложнением организаций, диверсификацией деятельности, необходимостью сохранять коммерческую тайну о затратах в условиях конкуренции и т.д. Экономическая обособленность и независимость предприятий объективно обусловливает усложнение их ориентации в системе экономических связей, и, следовательно, возрастание значимости функций управления предприятием, что привело к появлению управленческого учета. Причем, речь идет не об изменении в терминологии, но о значительном изменении методологии и подходов к его организации. В настоящее время управленческий учет представляет собой сложившуюся подсистему бухгалтерского учета, имеющую приоритетные цели, задачи, структуру и механизм функционирования. В нем создается информация для управления хозяйствующим субъектом, дополнительная к финансовой отчетности. В управленческом учете формируется картина не только фактического состояния дел предприятия, но и модель его деятельности в будущем. Для него характерна многовариантность учетной политики формирования информации для разных целей.

Система управленческого учета основывается на совокупности принципов, методов и процедур и предназначена для формирования информации, необходимой для управления бизнесом и подразделением организации. Значительное влияние на его методологию и методический аппарат оказывает современный период экономического развития, основные особенности которого связаны с качественным скачком в развитии информационных технологий, с глобализацией бизнеса, ростом неопределенности внешней среды и усилением степени конкуренции. Определение, принципы, структура и другие существенные характеристики управленческого учета рассматриваются в параграфе 2.2.

Производственный учет в основном связан с принципами, методами и процедурами учета затраченных ресурсов, доходов и получаемых финансовых результатах. Эта область пересечения интересов финансового и управленческого учета. Результаты этих учетных подсистем могут совпадать, отличаясь лишь по степени агрегирования и детализации информации, либо различаться. Все зависит от выбора идентичных или разных положений учетной политики. Можно сказать, что при единстве соответствующих положений учетной политики производственный учет – это та область, которая связывает финансовый и управленческий учет.

Выделение налогового учета характерно для многих государств. Различают страны, в которых наблюдается разъединение между правом по бухгалтерскому учету и правом по налогообложению (США, Великобритания и Нидерланды), и страны, в которых преобладает превосходство принципов бухгалтерского учета, кроме отдельных случаев (Германия, Франция, Бельгия). Причем, если формы организации взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета и степень их формализации изменяются в зависимости от страны, то примеры полного их совпадения крайне редки. Также нет примеров полного разграничения этих учетных систем. Так, "англосаксонский" подход состоит в отделении права по налогообложению от стандартов по составлению финансовой отчетности. Согласно "континентальному" подходу налоговое право и право по бухгалтерскому учету взаимосвязаны, за исключением ряда оговоренных позиций.

Бухгалтерский учет ведется не только для внешних пользователей, его результаты необходимы для принятия решений руководителями предприятия. Причем не только подсистемы управленческого и финансового учета, но и налогового учета по-своему связаны с менеджментом. Налоговый учет и менеджмент связаны между собой областью налогового планирования, которое представляет собой выбор между различными вариантами действий, использование всех допускаемых законом средств, путей и методов, направленных на достижение минимального уровня налоговых обязательств.

Налоговое планирование возможно в связи с тем, что в налоговом законодательстве, во-первых, допускаются разные варианты налогового учета и оценки активов; во-вторых, существуют сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование. В стратегии налоговое планирование обеспечивает информацией менеджеров для принятия решений, во-первых, о выборе организационно-правовой формы и структуры предприятия; во-вторых, о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте регистрации организации (например, в офшорных зонах).

На уровне тактического управления налоговый учет представляет финансовым менеджерам информацию, связанную с правильным и полным использованием налоговых льгот. Налоговое планирование также обеспечивает информацией решение вопросов о более рациональном с налоговой точки зрения размещении полученных средств, выбор путей и методов их расходования. Хозяйствующим субъектам предоставлена возможность выбора вариантов из альтернативных по широкому спектру методов ведения налогового учета.