Учение А. Адлера о темпераменте

Немецкий психоаналитик Адлер задается следующими вопросами: "Что именно подразумевается иод словом “темперамент”? Быстрота ли это нашего мышления, речи и действий? Сила или ритм, в котором мы решаем ту или иную задачу?" По мнению Адлера, все объяснения, которые даются психологами о сути темперамента, оказываются несостоятельными[1]. Тем не менее он считает концепцию Гиппократа почитаемой и священной реликвией. Вот как Адлер характеризует типы темперамента.

К сангвиническому типу, по его мнению, принадлежат те индивиды, которые получают от жизни некоторую радость. Они ничего не принимают всерьез и не позволяют жизни измотать себя. В любом событии они стараются видеть самую приятную и самую красивую сторону. Они печальны, когда печаль приличествует моменту, но не теряют при этом самообладания, и наслаждаются выпавшим на их долю счастьем, не теряя чувства перспективы. При тщательном рассмотрении эти индивиды оказываются не более чем вполне здоровыми людьми, не имеющими серьезных недостатков. Этого, как считает Адлер, нельзя сказать о трех остальных типах.

Холерический индивид описывается в старом поэтическом сочинении как человек, который яростно отбрасывает ногой лежащий у него на дороге камень, в то время как сангвиник спокойно обходит этот камень стороной. Говоря языком психологии личности, холерик – это человек, чье стремление к самоутверждению настолько интенсивно, что он все время вынужден доказывать свою силу. Он бросается на любое препятствие, как бык на красную тряпку. В действительности такие пылкие чувства зарождаются в раннем детстве, когда индивид испытывает чувство бессилия и ему становится необходимо постоянно демонстрировать свою силу, чтобы быть уверенным в ее наличии.

Меланхолический тип производит совершенно иное впечатление. Если меланхолику встретится на дороге тот же камень, он, увидев его, вспомнит обо всех своих грехах, предастся печальным размышлениям о прожитой жизни и повернет вспять. Психология личности видит в нем нерешительного невротика, который не верит, что ему когда- либо удастся преодолеть свои трудности или продвинуться вперед. Меланхолик предпочитает не рисковать, чтобы не попасть в новые приключения. Он скорее останется стоять, чем двинется к цели, а если он и пускается в путь, то совершает любое движение с величайшей осторожностью. В его жизни преобладающую роль играет сомнение. Личность подобного типа думает больше о себе, чем о других, что в конечном счете делает для нее невозможным налаживание адекватных взаимоотношений. Она так угнетена своими заботами, что проводит все время в бесплодной интроспекции и тоске.

В трактовке Адлера флегматик является в жизни посторонним наблюдателем. Он переживает жизненные события, не делая из них соответствующих выводов. Ничто не способно произвести на него сильное впечатление. Он почти ничем не интересуется, ни с кем не дружит – словом, у него нет почти никакой связи с жизнью. Из всех четырех типов флегматик, согласно Адлеру, наиболее удален от жизни по причине своей нечувствительности к окружающей действительности.

Отсюда, судя по всему, следует вывод, что только сангвиник может считаться "хорошим" человеком. Однако немецкий исследователь отдает отчет в том, что темпераменты редко встречаются в чистом виде. В большинстве случаев приходится иметь дело со смесью двух из них или более. Этот факт, по мнению Адлера, лишает теорию темпераментов всякой ценности. Кроме того, сами "типы" или "темпераменты" не являются неизменными. Мы часто замечаем, что один темперамент превращается в другой. Ребенок может начать жизнь холериком, затем стать меланхоликом, а к концу жизни превратиться в классического флегматика. Также формирование темперамента, как считает Адлер, может быть делом слепого случая. Сангвиник, по всей видимости, – это тот, кто в детстве меньше других испытывал чувство собственной неполноценности. Он не имеет физических дефектов и не подвержен действию каких-либо сильных раздражителей. В результате его развитие шло спокойно, и у него появилась некая любовь к жизни, которая позволяет ему действовать в этой жизни уверенно.

А. Адлер связывает типы темпераментов с работой желез внутренней секреции. Он полагает, что, по всей видимости, рост и деятельность всех органов и тканей испытывает на себе воздействие эндокринных секретов, которые доносятся кровью до каждой клетки тела. Эти секреты действуют как активитаторы и детоксиканты и необходимы для жизни. Однако значение желез внутренней секреции изучено слабо. Эндокринология – наука, изучающая железы внутренней секреции, – находится в зачаточном состоянии, точных сведений об этих железах и их секретах имеется мало и они крайне отрывочны. Прежде всего Адлер анализирует важный факт. Не подлежит сомнению, что расстройства эндокринной системы, – например кретинизм, при котором щитовидная железа недостаточно активна, – мы также обнаруживаем психологические симптомы; так, для кретинов типичен ультрафлегматичный темперамент. Помимо того что страдающие кретинизмом субъекты выглядят ожиревшими и отекшими, помимо того, что у них наблюдаются аномалии роста волос, а кожа сильно утолщена, для них также характерна чрезвычайная медлительность и вялость движений. Их психическая чувствительность весьма низка, а способность проявлять собственную инициативу практически отсутствует.

Если мы сравним, как отмечает Адлер, подобного субъекта с другими индивидами, которых тоже можно назвать флегматиками, хотя у них невозможно выявить каких-либо патологических изменений щитовидной железы, мы увидим две абсолютно различные картины и совершенно различные черты характера. Патологический флегматик ни в чем не похож на тех, кого психологи обычно называют флегматиками. Характер и темперамент психогенного флегматика имеет совершенно иную, нежели у патогенного флегматика, предысторию психологического развития личности. Флегматиков, с которыми приходится иметь дело психологам, никак нельзя назвать пассивными индивидами. Ни один флегматик не был флегматиком всю свою жизнь. А. Адлер считает, что темперамент флегматика не более чем искусственная скорлупа, защитный механизм (к развитию которого он, возможно, имел конституционную предрасположенность), созданный для себя сверхчувствительным существом, крепостная стена, которую он возвел между собой и внешним миром.

По мнению немецкого психоаналитика, флегматический темперамент – это защитный механизм, умышленно созданный в ответ на брошенный жизнью вызов. В этом отношении он не имеет ничего общего с медлительностью, ленью и умственной неполноценностью кретина, щитовидная железа которого имеет солидный дефект. На самом деле мы имеем дело с целым комплексом причин и внешних воздействий, вызывающих у индивида чувство собственной неполноценности. Именно это чувство неполноценности приводит к развитию у человека флегматического темперамента, которым он прикрывается как щитом, в общих чертах уже обрисованным.