Учебное назначение книги

В завершение настоящего Введения осталось сказать только об одном — почему работу научно-полемического характера мы посчитали возможным позиционировать еще и в качестве учебного пособия. Чему она научит читателя? Какие знания он из нее извлечет? Какие навыки, умения или, как сейчас принято говорить, компетенции он с ее помощью приобретет? По исполнении поставленной себе задачи — подготовке серии очерков по наиболее спорным и ключевым вопросам вещного права[1] — я обнаружил, что такую характеристику можно дать всем тем вопросам, которые исчерпывают собой существо всего учения о вещных правах. В результате самый состав и систематика данной книги стали идентичны содержанию и структуре классических учебных дисциплин (спецкурсов), читаемых по данной тематике. Очерки 1—5, 9 (определение вещных прав, ОГЛАВЛЕНИЕ вещных прав, право собственности и ограниченные вещные права de lege lata, de lege comparativa и de lege ferenda) составили, можно сказать, общую часть курса; очерки 6—8, 10—13 (об отдельных видах вещных прав, способах их приобретения и защиты) -его особенную или специальную часть.

Хочу подчеркнуть, что при подготовке настоящего издания все (все без исключения!) перечисленные очерки были существенно переработаны, как в плане "осовременивания" ссылок на изменившееся законодательство, так и сообразно модификации (надеюсь, что в смысле прогресса, а не регресса) моих собственных воззрении, а также в направлении их объединения общими содержательными идеями и методологической основой. К тому же Очерки 4, 5 и 9, составляющие около 30% текста, написаны специально для этого издания, что называется, "с нуля" и печатаются впервые. Сказанное позволяет мне абсолютно ответственно заверить, что даже те читатели, которые знакомы с моими прежними публикациями по проблематике вещных прав, не пожалеют о приобретении этой книги, ибо она — не сборник статей, а закопченное учение о вещных правах, построенное критике-догматическим методом. К тому же учение это не скоропалительное, наспех сляпанное из подручных средств для целей защиты в качестве очередной "диссертации", а постепенно выращенное, вызревшее, выстраданное и отчасти уже апробированное. Все эти аспекты мне представляются особенно важными как раз в разрезе учебного назначения книги.

Таким образом, читатель, который ознакомится с настоящей книгой, в первую очередь "пройдет" (прочтет, прослушает, словом, изучит) соответствующую часть общего курса гражданского права или специальный курс по тематике "Вещные права". Соответственны и знания, которые он приобретет в ходе такого изучения; дабы не повторяться здесь — просто отошлем читателей к оглавлению настоящей книги. Ее основные структурные подразделения (очерки), а также тематические параграфы, на которые они разбиты, совершенно адекватно и полно отражают состав предлагаемого вниманию читателей правового материала.

Обращу также внимание, что ценность знаний, полученных в ходе изучения спецкурса именно по настоящей книге, многократно умножается критика-полемическим методом, примененным при се написании. Одно дело — когда знания преподносятся подобно шедеврам ресторанной кулинарии "на тарелочке с голубой каемочкой", т.е. в виде готовых (сформулированных) постулатов и догматов, как это обыкновенно делается в наших учебниках, и совсем другое — когда читатель приглашается на "кухню", где эти знания вырабатываются и приготовляются. Одно дело — простое запоминание того, к чему пришли и что сформулировали для тебя твои предшественники, и совсем другое — наблюдение процесса формулирования этих знаний, следование мыслью за аргументацией и контраргументацией соответствующих тезисов. Моя собственная исследовательская и преподавательская деятельность показывает, что знания доказательно обоснованные, знания, в отношении которых можно видеть, откуда они взялись, как были получены (выработаны), какую критическую проверку выдержали, закрепляются в голове намертво; знания же, просто преподнесенные — зачтенные подобно псалмам, сообщенные в манере "вещное право — это...", "право собственности — это...", "право (такое-то) является вещным", а "право другое-то — не является" — становятся предметом обыкновенного зазубривания и выветриваются из голов немедленно по сдаче зачета или экзамена.

Что же касается общих и профессиональных компетенций, которые призвана сформировать у читателя настоящая книга, то среди них должны быть отмечены следующие[2]:

— овладение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения (ОК-3);

- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способности анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способности применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- способности толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способности преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).

Надеемся, что ознакомление с этой книгой окажется небезынтересным и небесполезным. Желаем успехов.