Учебная деятельность

Учеба составляет основу духовного становления человека, важнейший фактор овладения им человеческой культурой. Соответственно, огромна роль учения и как фактора воспитания гуманности – одной из важнейших, сущностных характеристик этой культуры, как подлинной, демократической.

Возможности учения в воспитании гуманности и гуманных отношений в каждом отдельном случае зависят от конкретного содержания учебного материала, который учащимся предстоит усвоить, от мастерства и личностных качеств педагога, от его методики и, наконец, от индивидуальных качеств школьника, от его отношения к учению, его склонностей и способностей.

Формирование культуры межнациональных отношений может осуществляться на уровне содержания как учебного материала, так и форм, и методов организации учебно-воспитательного процесса. Соответствующий материал может включаться в предметы как федерального компонента, так и национально-регионального и школьного.

В рамках федерального компонента соответствующие материалы можно включить в курсы истории России, географии, литературы, где такая возможность пока используется явно недостаточно. Например, история России η учебниках в основном представлена как история русского народа.

В рамках национально-регионального компонента в некоторых школах России изучается интегрированный предмет, представляющий историю и культуру того или иного административно-территориального образования, например "История и культура Республики Саха (Якутия)", в котором представлены сведения обо всех народах, проживающих на данной территории. Знание истории, традиций и культуры тех народов, с которыми в процессе учебной или иной деятельности взаимодействует учащийся, является благодатным материалом для формирования культуры межнациональных отношений.

Познавательный материал, изучаемый в начальных классах на уроках русского языка, чтения, математики, трудового обучения, природоведения, музыкального и изобразительного искусства имеет большие возможности в воспитании гуманности учащихся и их гуманных взаимоотношений.

Особенно велики в этом плане возможности чтения детей, как классного – организуемого учителем на уроках, так и внеклассного. Изучая доступные их возрасту произведения, дети знакомятся с различными людьми, их положительными и отрицательными качествами, гуманными и негуманными взаимоотношениями. Многое в формировании понимания человечности дает детям знакомство со сказками. Так, они узнают, что в сказках "Золушка", "Морозко" и др. героев награждают за трудолюбие, доброе отношение к людям. Стихи и рассказы, используемые на уроках чтения, расширяют знания у детей о различных людях, их гуманности, трудолюбии, героизме.

Работая над текстами, следует раскрывать перед детьми сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, побуждая их к умственной работе: задавать вопросы, что, на их взгляд, является правильным и не правильным, почему они считают именно так, а не иначе, какие качества они больше всего ценят в людях.

Значительны возможности уроков русского языка в формировании гуманистических представлений. Используемый на них текстовый материал в виде пословиц, поговорок, других изречений, кратких рассказов позволяет закреплять и обогащать гуманистические представления детей – о том, каким должно быть отношение человека к себе, к другим людям, к труду. Сюжеты, взятые из жизни людей, дающие представления об их нравственных поступках и гуманных взаимоотношениях, позволяют подкреплять и обогащать представления учащихся об этих взаимоотношениях, помогают понять мир близких им людей. Можно предложить также краткие сочинения на тему "Друзья нашего дома" и т.п. Вся эта работа также содействует углублению и расширению гуманистических представлений школьников.

Большие возможности в этом отношении имеют уроки природоведения. На них ненавязчиво, но настойчиво проводится мысль о том, что Земля с ее природой – общий дом всех людей, народов, нам всем нужно ее беречь.

Более подробно остановимся на предмете "Литература народов России". Он оказался едва ли не единственным курсом, знакомящим учащихся с богатством культур более чем 70 народов, проживающих в нашей стране и выполняющим важную задачу воспитания российских школьников в духе уважения к литературе и культуре народов многонационального государства.

Покажем, как патриотизм, интернационализм, толерантность и культуру мира можно формировать средствами литературы народов России.

В настоящее время в содержании литературного образования в национальной школе в той или иной степени присутствуют пять компонентов: родная литература, русская литература, литература народов России, литература ближнего зарубежья (раньше именовавшаяся "Литература народов СССР") и зарубежная литература. Наиболее проблемным из этих компонентов является "Литература народов России".

Разработка этого компонента становится в настоящее время актуальной в свете политического развития страны, происходящих в ней национальных процессов, необходимость обновления содержания школьного образования и усиление ее воспитательной направленности становятся очевидными.

Исторически сложившееся в России сосуществование ее народов в поликультурном пространстве (например, в Башкирии кроме башкир и русских компактно проживают такие крупные этносы, как татары, чуваши, мордва, марийцы, немцы и др.) требует от народов умения создавать и поддерживать бесконфликтные отношения. А это возможно лишь если народы, проживающие рядом, уважают обычаи, традиции и культуру (в том числе и литературу) друг друга. Необходимость изучения литературы народов России из проблемы содержательно-образовательной превращается в социально-политическую и миротворческую.

При описании идеи включения произведений литературы народов России в ОГЛАВЛЕНИЕ школьного литературного образования в качестве полноправного компонента авторы столкнулись с несколько специфической ситуацией незаинтересованного отношения к культурам народов России. Очевидно, это связано с недооценкой роли данного компонента в общей системе литературного образования.

Такая ситуация характерна не только для школы, но и для профессиональных литераторов.

Известный балкарский писатель Алим Теппеев с горечью отметил распространенность даже среди некоторых писателей мнения о литературе народов России как о чем-то второсортном: "Традиционное высокомерное отношение к национальным литературам как к литературам провинциальным существует и теперь... В современном мире только невежественные люди могут думать, что в национальных литературах нет ничего интересного, что значительными и истинными творцами художественных ценностей могут быть только представители больших литератур".

Так уж сложилось, что литература народов России оказалась почти единственным компонентом школьного образования, который мог бы проводить идею бережного и терпимого отношения к культурам не только больших народов (например русского), но и малых. В условиях такого полиэтнического государства, как Россия, формирование у учащихся культуры межнационального общения представляется особенно важным.

В процессе работы над книгой мы использовали не только отечественный опыт формирования культуры межнационального общения, но и зарубежный, в частности, опыт поликультурного образования.

Поликультурное образование (Multicultural Education) занимается проблемой воспитания и образования в полиэтнической среде. Получившая широкое распространение в США и Канаде в конце 1960-х гг., эта теория не нашла тогда поддержки в России. Советское правительство через свои идеологическое структуры проводило идею "формирования новой исторической общности – советского народа" с культурой "социалистической по содержанию и национальной по форме".

В настоящее время российские педагоги все чаще обращают внимание на данную проблему. Появились публикации в журнале "Педагогика", вышла в серии "Профессиональная библиотека учителя", издаваемой журналом "Народное образование", книга Г. Д. Дмитриева "Многокультурное образование". В этих публикациях показана техника и технология поликультурного образования в современной российской школе.

Термин Multicultural Education гораздо шире своей русской кальки "поликультурное образование" и предполагает не только образование в духе поликультурности, но и воспитание. Поэтому при употреблении этого термина в дальнейшем мы будем иметь в виду не только его образовательный, но и воспитательный аспект.

Идея поликультурного образования получила обоснование в трудах Г. Вермы, Дж. Скиннера, Дж. Вурзела, К. Беннет, С. Нието, Дж. Бэнкса, Дж. Берри, В. Гудикунст, Р. Брислин и др.

Перечислим основные цели мультикультурного образования:

– помочь учащемуся осознать себя личностью, принадлежащей к определенной культуре;

– помочь познакомиться с другими культурами, понять и оценить их;

– сформировать терпимость и уважение к культуре других народов.

Как видим, в основе поликультурного образования лежит осознание личностью своей культурной принадлежности. Лишь зная хорошо собственную культуру, человек может понять культуру других.

К тому же знакомство с другими культурами дает человеку возможность глубже понять собственную культуру. Поликультурное образование признает ценность и уникальность культуры каждого народа независимо от его численности.

Мы полностью разделяем указанные положения и придерживались их в нашем исследовании. Исходя из целей поликультурного образования, можем сделать вывод, что оно также направлено на формирование культуры мира.

Реализация воспитательных задач средствами национальных культур долгое время осложнялось тем, что на протяжении десятилетий при оценке культур в сознание советского человека внедрялась формула "первая среди равных", которая в результате длительного употребления привела к иерархичности в оценке и восприятии культур народов СССР. В обыденном сознании культуры других народов стали оцениваться как явления более низкого порядка по сравнению с русской культурой.

Успех актуализации воспитательного потенциала литературы народов России во многом зависит от преодоления культурного барьера, связанного с различиями в национальных системах образного мышления, эстетических традициях. Если не провести с учащимися работу по преодолению этого барьера, произведения иной культуры могут оказаться не понятыми ими. В этом причина оценки произведений инонациональной литературы на иерархическом уровне: произведения русской литературы с достоинствами, которые поняты и оценены учащимися, оказываются выше, чем произведения инонациональных литератур, художественные достоинства которых, в силу неподготовленности учащихся к восприятию иноязычной культуры, не были поняты, а значит и не были соответствующим образом оценены ими, т.е. недооценены. Так в сознании учащегося еще больше закрепляется миф о "второсортности" литератур народов России. Его преодоление – задача трудная, но необходимая.

Необходимо прививать учащимся мысль, что культуры не оцениваются по принципу "лучше" или "хуже". Культуры равновелики. И исчезновение любой культуры (даже если это культура небольшой по численности народности) – это трагедия для всего человечества.

При преподавании литературы народов России учитель должен иметь в виду и явление культурной дистанции. Здесь имеется в виду, что представителем одной культурноязыковой группы будет легче понять друг друга, чем представителей других групп.

Пример. Русскому читателю будет легче понять творчество украинской поэтессы Леси Украинки, чем творчество якутского поэта А. Кулаковского. Соответственно, башкирскому читателю будет легче понять творчество татарского поэта Хади Такташа, представителя близкородственной культуры, чем творчество Александра Блока. Близость или отличие системы ценностей различных народов также влияют на характер освоения иной культуры.

При знакомстве с другой культурой читатель на основании нового опыта лучше понимает собственную культуру. Сталкиваясь с другой культурой, человек начинает мыслить в рамках психологической оппозиционной модели "мы" – "они", "свой" – "чужой", где "свое" всегда предпочтительнее "чужого".

Западные психологи, в частности М. Беннетт, отмечают, что при встрече с другой культурой у человека может возникнуть, как правило, шесть типов реакции на другую культуру и ее представителей.

1. Неприятие иной культуры.

2. Защита идеи собственного культурного превосходства.

3. Признание возможности существования инокультурных ценностей, норм и форм поведения.

4. Принятие существования инокультурных ценностей.

5. Адаптация к новой культуре.

6. Интеграция и в родную, и в иную культуры.

Реакции следуют в порядке прогрессирования от полного неприятия и враждебного отношения к другой культуре до интеграции в нее. Учитывая пограничность реакций 3 и 4, зарубежный исследователь отмечает, что первые три типа реакции характерны для этноцентрического типа восприятия, в то время как вторые три типа – для этнорелятивного типа восприятия.

Задача учителя состоит в том, чтобы предугадать возможные "подводные рифы", снять вероятные отрицательные эмоции, возникающие при знакомстве с незнакомой культурой, смягчить процесс адаптации к новым ценностям и вывести учащихся на шестой тип (уровень) восприятия. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена (т.е. из разряда "чужой" перейдет в разряд "своей"). В наше неспокойное время формирование культуры мира и воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам – одна из важнейших задач современной школы.

В программе национальных школ по литературе заложено ознакомление учащихся с творчеством Шолом-Алейхема, Коста Хетагурова, Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Расула Гамзатова, Мустая Карима и других писателей. Для того, чтобы восприятие в максимальной степени было приближено к эффективному, необходимо преодолеть культурный барьер. Этот процесс может быть разбит на несколько стадий.

1. Знакомство с этнокультурной лексикой.

2. Знакомство с отраженными в тексте этнокультурными реалиями.

3. Знакомство с этнопсихологическими особенностями народа, жизнь которого изображена в произведении.

4. Освоение специфической для той или иной литературы художественной образности.

5. Учет психофизиологических особенностей того или иного народа, влияющих на восприятие и отражение им явлений действительности (межполушарная асимметрия, особенности пространственного восприятия и т.д.).

6. Учет несовпадения национальных образов мира у различных народов.

Восприятие мира, а следовательно, и художественного произведения, зависит от культуры, к которой человек принадлежит. С ней связано и мышление человека. Вопросы соотношения и взаимодействия мышления и культуры нашли отражение в книге М. Коула и С. Скрибнер "Мышление и культура". Этим вопросам посвящены также исследования Леви-Стросса, Леви-Брюля и других исследователей. Являясь предметом культурной антропологии, проблема взаимоотношения культуры и мышления тесно связана с такой важной сферой человеческой деятельности, как образование. Задача учителя – строить учебно-воспитательный процесс с учетом типа мышления ученика и культуры его народа.

В. В. Аршавский и некоторые другие психологи утверждают, что у северян больше развито правое полушарие, поэтому им свойствен эмоционально-образный тип мышления и восприятия. Их образ мышления отличается от мышления народов Центральной части России на психофизиологическом уровне. Другие такую закономерность отрицают. Не вдаваясь в тонкости дискуссии психологов, тем не менее хотелось бы отметить, что различие в восприятии одних и тех же явлений разными народами существует, и его учет необходим при изучении художественных произведений разных народов.

Пример. Кратко проиллюстрируем, как происходит формирование патриотизма и интернационализма при изучении отдельных произведений.

Богатые воспитательные возможности заложены при изучении поэмы Кул Гали "Сказание о Иусуфе". Поэма построена на кораническом сюжете о Йусуфе (Иосифе) Прекрасном, подобный сюжет есть и в Библии. Исследователь национальных литератур Г. Ломидзе справедливо отмечает, что своим произведением Кул Гали утверждал гуманистическую мысль: судьба, каковы бы коварны и непредсказуемы ни были ее повороты, сторицей вознаграждает человека доброго, справедливого, честного, любящего людей, жаждущего их благополучия, не теряющего достоинства в самых непредвиденных, порой трагических обстоятельствах. Надо быть добрым, человечным, и тогда придет к тебе все, ибо человек превыше всего, превыше богатства, золота, жемчуга, любых драгоценный вещей.

К миру, покою, дружбе призывает поэт. Он осуждает войны, взаимную вражду и подозрительность между людьми. Он верит, что правда, добро, человечность вечны. При изучении этого произведения представляется удобный случай показать вместе с высокими этико-эстетическим идеалами древнебулгарской литературы миротворческую миссию религий, огромный нравственный потенциал, который заложен в них. Ибо любая религия включает в себя веками проверенный нравственный кодекс, свод общечеловеческих этических норм, которому должны следовать ее приверженцы (вспомним 10 библейских заповедей, которые в том или ином виде встречаются в большинстве мировых религий).

Большой нравственный заряд несет поэзия Габдуллы Тукая. Возьмем, например, его стихотворение "Нс уйдем!". После революции 1905 г., когда победила реакция, усилилось движение шовинистов. Русские черносотенцы предлагали татарам переселиться в Турцию. В это же время с подобной идеей (хотя из совершенно иных побуждений) выступили и татарские националисты, мечтавшие о создании мусульманского государства под властью турецкого султана. Стихотворение Тукая было написано в ответ на эти выступления, приведем часть:

Мы не уйдем туда! Уйти не могут города и реки!

Здесь пережитые века пребудут с нами, здесь навеки!

Здесь родились мы, здесь росли, вот здесь мы

встретим смертный час,

Вот с этой русскою землей сама судьба связала нас.

Любовь к родному народу, его богатой культуре и традициям, гордость за принадлежность к нему, вера в его будущее – вот основные мотивы творчества Габдуллы Тукая.

Не случайно татарский народ, воспитанный на поэзии Тукая, оказался одним из народов России, которые смогли благополучно миновать подводные рифы трудного процесса суверенизации, сохранив в регионе атмосферу бесконфликтного существования представителей разных народов и культур.

Жизнь и творчество М. Джалиля являются прекрасным образцом служения Родине. Поэт-узник проявил беспримерное мужество. Находясь в плену, он не пал духом. Организовав из своих земляков подпольную организацию "Волга-Урал", он устраивал побеги из концлагеря, перед смертью морально поддерживал своих товарищей. Как свидетельствует один из очевидцев, "татары умирали с улыбкой на устах".

Поэт сознавал, что патриотические стихи, написанные им, должны определять и соответствующий стиль его поведения, что его слово (поэзия) не должно расходиться с делом. Поэт достойно прожил свою жизнь и верил, что и смерть его не будет напрасной:

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит,

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Таким образом, не только поэзию, но и всю свою жизнь поэт посвятил отчизне. Жизнь Мусы Джалиля – достойный пример для подражания. Ради будущего мира на земле поэт отдает свою жизнь.

Проблема патриотического воспитания является на сегодняшний день одной из самых актуальных, хотя в последнее время в методической литературе о ней почему-то стыдливо умалчивается.

Пример. Хороший материал для воспитания учащихся в духе патриотизма содержится в книге Р. Гамзатова "Мой Дагестан". Тема Родины, большой и малой, является в книге ведущей. Поэт гордится родным Дагестаном, его славной историей и культурой. Свое назначение поэт видит в том, чтобы быть связующим звеном между малой родиной и большим миром. "В какие бы края ни забросила меня судьба, – пишет Расул Гамзатов, – я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным представителем Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира".

Современные традиции адыгов отражены в рассказе Тембота Керашева "Урок жизни". Народы Кавказа в наибольшей степени среди всех других народов России сохранили традиции гостеприимства и почитания старших. Повесть построена писателем как подтверждение старой адыгской пословицы "Если беспрестанно будешь свирепствовать, и на более свирепого можешь наскочить". Конечно, и у других народов есть такие поговорки и традиции, по сама поэтика произведения и отображенные в нем реалии показывают преломление этих традиций в мироощущении адыга. Рассказ изобилует описанием традиций адыгов, показывает систему воспитания, принятую у адыгских народов, и дает возможность увидеть динамику развития образа главного героя, процесс приобщения его к прогрессивным традициям, так как перед нами проходит вся его жизнь, от детских лет и до преклонного возраста. Нравственные уроки, полученные в детстве, стали для героя компасом для его поведения и поступков на всю жизнь. Терпимость в отношениях с людьми, уважение чужого мнения, необходимость жить по правилам человеческого общежития – эти проверенные веками житейские правила усваиваются героем и становятся нормой его поведения.

Большие возможности для формирования у учащихся чувства интернационализма заключены в литературе народов Севера. Так, в рассказе С. Данилова "Двое", основными героями которого являются якут Тайбаас и белорус Михась, звучит идея необходимости взаимной поддержки и взаимопомощи людей в условиях сурового Севера. Воспитательный пафос рассказа очевиден – выжить на Севере можно лишь объединившись. Взаимовыручка и взаимопомощь выступают в рассказе как единственное условие сосуществования людей и их жизнедеятельности. Природа выступает здесь как миротворческое начало, объединяющее людей разных национальностей.

Вообще проблема взаимоотношения человека и природы так или иначе присутствует во многих произведениях писателей-северян. Но особенно остро эта проблема поставлена в произведениях Еремея Айпина (повесть "Я слушаю Землю"), Анны Неркаги (рассказ "Скопище") и, конечно же, в "Современных легендах" Юрия Рытхэу. Поскольку для школьного изучения мы бы выбрали первую легенду – "Когда киты уходят", более подробно остановимся на ней. Идея родства всего живого на земле пронизывает это произведение. В основу ее положена чукотская легенда о родстве людей и китов. Человек счастлив, утверждает автор, пока он живет в гармонии с природой. Нарушение гармонии ведет к необратимым последствиям. Попытка гордого и самоуверенного Армагиргина опровергнуть легенду обернулась трагедией. Слова умирающей Рэу, обращенные к нему, звучат многозначительным предупреждением и тем, кто не остановил убийцу: "Если ты сегодня убил своего брата только за то, что он не был похож на тебя, то завтра..." Писатель призывает современников к бережному отношению к природе, ибо насилие над ней современных ее покорителей ведет к вымиранию аборигенных народов с их уникальным образом жизни и неповторимой культурой. Проблема экологического воспитания, поставленная писателем, перерастает в нравственно-этическую и миротворческую, ибо воспитание патриотизма, как мы отмечали выше, предполагает не только отношения "человек – человек" или "человек – общество", но и "человек – природа – общество".

Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинается, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой. Лучшим источником для этого являются созданные этим народом искусство и особенно литература. Например, чтобы лучше узнать мордовский народ, можно обратиться к произведениям Кузьмы Абрамова, юкагирский – Семена Курилова, ингушский – Идриса Базоркина, ногайский народ станет учащимся ближе через произведения Суюна Капаева и т.д.

В классах с многонациональным составом учащихся курс литературы народов России также может оказаться полезным. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют учителю поочередно знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам других народов, помогает учащимся осознать, что представители разных народов вполне могут жить в мире и согласии.

С целью учебно-методического обеспечения преподавания литературы народов России создан комплект учебников-хрестоматий для 5–11 классов, который знакомит учащихся общеобразовательных учреждений с культурой и литературой всех народов России от Карелии до Чукотки и Сахалина, от полярной тундры до Кавказских гор. Цель этого спецкурса – познакомить учащихся разных этносов с шедеврами литературы народов России. Представленные произведения помогают школьникам ближе познакомиться с культурой, обычаями, традициями, бытом как своего народа, так и других этносов, проживающих на территории Российской Федерации.

Отобранные произведения отличаются достаточно высоким художественным уровнем, имеют большое познавательное значение, направлены на воспитание толерантности и уважение к национально-культурной самобытности народов России, на гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.

В учебники-хрестоматии органично включены и произведения русских писателей, в которых рассказывается о других народах и странах, о впечатлениях русских путешественников, что еще более подчеркивает, при всех национальных отличиях культур и литератур, духовное родство народов.

Как видно уже из краткой характеристики возможностей рассмотренных нами учебных предметов в воспитании культуры межнациональных отношений школьников, эти возможности дополняют друг друга. При их использовании реализуются в том или ином сочетании все охарактеризованные выше аспекты влияния учения на исследуемый нами процесс. Но учение при всем его значении не может дать необходимого эффекта в воспитании гуманности, если оно используется как единственное средство.

Охарактеризуем возможности воспитания гуманных взаимоотношений в других видах деятельности младших школьников.