Участники оптового товарооборота

Основными участниками оптового товарооборота являются изготовители товаров: производственные организации, производственные кооперативы, индивидуальные предприниматели; оптовые торговые и посреднические организации; индивидуальные предприниматели; потребители товаров: юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары для обеспечения собственной деятельности или для продажи товаров населению по договорам розничной купли-продажи.

К особым участникам оптового товарооборота относятся специальные субъекты — организаторы оптовой торговли, организованных рынков: товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки-продажи, торги, аукционы, оптовые и специальные рынки.

В условиях развития рыночных отношений, конкуренции на товарных рынках для изготовителей товаров большое значение приобретает не только производство продукции, но и ее реализация и получение прибыли от продаж. На практике применяются различные формы участия изготовителей в оптовом товарообороте.

Первой, наиболее простой формой участия изготовителя в коммерческой деятельности является продажа произведенного им товара оптовому посреднику, поскольку в большинстве случаев изготовителю значительно легче найти посредника, чем конечного потребителя.

Какие преимущества приобретает изготовитель товара, обращаясь к услугам посредника:

— освобождение от необходимости вступать в прямые отношения с большим количеством потребителей товаров;

— облегчение планирования и финансирования производственного процесса через систему заказов;

— освобождение от хранения товарных запасов, особенно сезонных;

— превращения производственного ассортимента в торговый ассортимент, разукрупнения партий товаров;

— предоставление рыночной информации, в частности о спросе на товары, поддержание конкуренции на товарных рынках;

— организация рынков новых товаров, их реклама и т.п. Однако такая форма продажи товаров изготовителем имеет и недостатки. Главным из которых является то, что изготовитель, продав товар посреднику, теряет контроль над его дальнейшим продвижением к потребителю, что в современных условиях роста конкуренции, повышенных требований к качеству товаров и их послепродажному обслуживанию влияет на деловую репутацию изготовителя и удорожает стоимость товаров.

Второй формой реализации товаров изготовителем и участия в оптовом товарообороте является создание им собственной системы снабжения и сбыта. Организация такой сети осуществляется путем: привлечения в штат фирмы производителя торговых агентов (агентов по сбыту, коммивояжеров и т.п.); создания собственной дилерской сети, или сети филиалов и (или) дочерних обществ и предприятий. На них, как правило, возлагаются не только обязанности по реализации товаров, но и изучению спроса, рынков сбыта, оказанию покупателям товаров комплекса услуг, например, послепродажное обслуживание, снабжение дополнительной комплектацией и т.п.

Вышеназванные лица не являются самостоятельными предпринимателями, так как они: действуют не от своего имени, а от имени производителя, исполняя трудовые обязанности в соответствии с занимаемой должностью; осуществляют деятельность не на свой риск и несут за виновные противоправные действия дисциплинарную, а не имущественную ответственность. Они не ставят основной целью своей деятельности получение прибыли, а только получение вознаграждения за труд; не подлежат государственной регистрации в качестве предпринимателей.

При этой форме реализации товаров изготовитель сохраняет контроль за сбытом товаров, имеет возможность быстро реагировать на изменение спроса, увеличение производства востребованных товаров, более широкий охват рынков сбыта своих товаров. Следует подчеркнуть, что в странах Западной Европы напрямую в торговлю от производителей поступает до 60% товаров, в США — 80%, в Российской Федерации всего 15%.

Основу структуры оптового товарооборота составляют посредники: оптовые торговые организации и специализированные посреднические организации. Неслучайно на посредников приходится более 70% как внутреннего, так и внешнего товарооборота.

Объединение усилий изготовителей и-1п потребителей, как правило, оформляется в двух правовых формах: путем заключения договора о совместной деятельности, по которому участники координируют свою деятельность, не нарушая антимонопольного законодательства, либо путем создания нового юридического лица или простого товарищества. Договоры о совместной деятельности, кроме координации деятельности его участников, предоставляют им возможность объединять средства, использовать в общих целях складское хозяйство, транспортные и технические средства и иное имущество отдельных партнеров, а также использовать имеющиеся каналы сбыта и снабжения.

Оптовые торговые организации можно классифицировать по следующим признакам: масштабу и характеру деятельности; товарной специализации; роли в оптовой торговле и характеру совершаемых операций с товаром; в зависимости от организации сбыта и объема выполняемых работ.

По масштабу и характеру деятельности оптовые организации делятся на общефедеральные, межрегиональные и региональные.

Оптовые организации общефедерального уровня призваны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в России, обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории страны. Товарный ассортимент их формируется с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд, снабжения специальных контингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. В задачи данных оптовых организаций входит также формирование необходимых каналов товародвижения для крупных отечественных производителей товаров и создание благоприятных условий для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков товаров.

К оптовым организациям федерального уровня относятся и оптовые организации, работающие в исторически сложившихся центрах производства таких товаров, как текстиль, хрусталь, керамика, виноградарство и т.д.

Межрегиональные оптовые организации также можно отнести к оптовым организациям общенационального масштаба, так как их операции распространяются на несколько регионов, и целевое назначение их состоит в обслуживании труднодоступных регионов России: территорий Крайнего Севера, Дальнего Востока и т.д.

Оптовые организации регионального уровня составляют основу российской оптовой торговой системы и включают в себя независимые оптовые организации, оптовые организации региональных промышленных и крупных розничных организаций. Региональные оптовые организации в первую очередь обеспечивают товарами региональные потребительские рынки, закупая их у оптовых организаций федерального и межрегионального масштаба, непосредственно у товаропроизводителей по всей территории страны.

Сбытовые подразделения региональных промышленных организаций осуществляют оптовую торговлю их продукции, а оптовые структуры розничной торговли — единовременные массовые закупки товаров у различных товаровладельцев как в регионе размещения розничной торговой организации, так и за ее пределами.

По товарной специализации оптовые организации делятся на специализированные и универсальные.

Специализированные оптовые организации осуществляют закупку и продажу розничным торговым организациям, индивидуальным предпринимателям, другим оптовым организациям товаров одной или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением, например, обувь, хозяйственные товары, овощи и т.д. При специализации оптовых организаций по торговле определенным товаром на практике их называют дилерами (англ. dealer — торговец, агент по продаже), а при торговле товарами определенного производителя официальными дилерами. Они должны быть юридическими лицами и самостоятельно совершать покупки и продажи товаров от своего имени и за собственный счет. Причем они принимают на себя по договору обязанность но обеспечению покупателя сервисом, запасными частями и осуществляют мелкий ремонт техники.

Универсальные оптовые организации осуществляют закупку и продажу товаров универсального, т.е. разнообразного ассортимента продовольственных или непродовольственных товаров.

По роли в оптовой торговле и характеру совершаемых операций с товаром оптовые организации можно разделить на:

— независимые оптовые торговые организации, которые приобретают право собственности или право хозяйственного ведения на товар, реализуемый с их участием;

— посреднические организации, которые не приобретают вещных прав на товар, а оказывают услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю.

Независимые оптовые организации действуют от своего имени и за свой счет, рискуя собственным капиталом. Среди независимых оптовых организаций с учетом совершаемых ими операций различают оптовые организации — дилеры, торговые дома, дистрибьюторы, трейдеры.

Торговые дома, торговые сети представляют собой многофункциональные организации. Они создаются на добровольной основе, как правило, в форме АО, включающие в свой состав торговые, производственные, транспортные и страховые организации. Основной целью таких объединений является максимальное и качественное удовлетворение общественных потребностей, увеличение объемов и расширения товарного ассортимента, организации прогрессивных форм товародвижения. Одной из главных функций таких объединений является оптовая торговля, т.е. приобретение товаров для их дальнейшего товародвижения, в том числе подсортировки, обработки, расфасовки, упаковки товаров и т.д. В качестве примера можно назвать "Мебель Дом", "Дом ткани", "Дом обуви", Ассоциацию торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Союз малых розничных сетей, Союз независимых сетей России. Торговые дома и сети могут создаваться как единое юридическое лицо в других организационно-правовых формах как хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия или объединения в форме ассоциации, союза торговых, производственных, складских, транспортных организаций и др.

Трейдеры (англ. trader — оптовый торговец, биржевик, не пользующийся услугами маклера) — оптовые организации, которые совершают торговые сделки от своего имени и за свой счет, но но поручению клиентов. Трейдерами могут быть как оптовые организации, так и индивидуальные предприниматели, которые специализируются на коротких операциях, краткосрочных торговых сделках.

Зависимые оптовые посреднические организации оказывают услуги по доведению товаров от изготовителя к потребителю, но не совершают операций с товаром и не приобретают вещных прав на товар. Они выступают как представители клиентов (производителей и (или) покупателей), действующие по их поручению и за их счет. Особенность коммерческого представительства состоит в том, что представитель может представлять в сделке разные стороны, при условии что стороны выразили свое письменное согласие на одновременное представительство (ст. 184 ГК).

К зависимым оптовым организациям — посредникам относятся агентские и брокерские оптовые организации, а отношения между ними и клиентами оформляются агентскими договорами и договорами поручения и комиссии. Главной задачей их деятельности является информационное обеспечение участников торгового оборота.

Оптовые посреднические организации — агенты, как правило, выполняют сбытовые операции по поручению производителей товаров в определенном регионе, ведут поиск потенциальных покупателей, переговоры и заключают соответствующий договор по передаче товара. Причем производители сохраняют за собой право собственности на товары до их перехода к покупателю.

Оптовые посреднические организации — брокеры (англ. broker — маклер, комиссионер) являются одной из разновидностей оптовых организаций — агентов и могут одновременно выступать агентами как продавца, так и покупателя товара. Следовательно, оптовые организации — посредники занимаются поиском и сведением продавцов и покупателей и не участвуют в сделках между ними.

В зависимости от организации сбыта и объема выполняемых работ оптовые организации владеют определенной инфраструктурой рынка (хранилища, транспорт, цеха предпродажной подготовки товара, информационные сети), осуществляют закупки больших партий товаров для последующей их продажи розничной торговой сети, а также лицам, закупающим товар для предпринимательских целей или для хозяйственного использования. Эти оптовые организации делятся на:

— оптовые организации с полным циклом обслуживания (доставка, сервис, широкий товарный ассортимент и т.д.);

— оптовые организации, торгующие за наличный расчет без доставки. В этом случае покупатель сам комплектует свои заказы на складе и закупает товары мелкими партиями;

— оптовые организации, торгующие со стеллажей, которые они арендуют у других торговых организаций.

Наиболее распространенными видами зависимых посредников, не являющиеся юридическими лицами, являются комиссионеры, консигнаторы, коммивояжеры, маклеры, стокисты. Комиссионеры — это индивидуальные предприниматели, совершающие сделки от своего имени, по поручению клиентов и за их счет. Консигнатор — комиссионер, который по поручению владельца товара (консигнанта) продает товар со своего склада. В консигнационном договоре оговариваются не только наименование товара, но и его цена, срок продажи и т.п. К услугам консигнатора прибегают, как правило, во внешнеторговых операциях. Коммивояжер — разъездной представитель торговой фирмы, который ищет покупателей ее товаров, предлагая образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров. Маклер — посредник между продавцом и покупателем, постоянно и профессионально занятый посредничеством при покупке и продаже товаров, услуг страхования, призванный способствовать заключению сделок купли-продажи путем сведения партнеров по бизнесу. Стокисты — специализированные посредники, осуществляющие продажу товаров по договору комиссии. Они вправе продавать товары только определенного экспортера по договорам средним и мелким покупателям.

Особую группу составляют так называемые "простые посредники", которые подыскивают клиенту подходящего контрагента для заключения сделки. Они оказывают клиенту фактические услуги, предоставляют необходимую информацию, но сами в сделке не участвуют.

Юридическим основанием возникновения правоотношений но простому посредничеству служит ст. 182 ГК, в соответствии с которой не являются представителями лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возникающих в будущем сделок. В международной торговой практике аналогичный вид деятельности осуществляют так называемые "случайные посредники". В связи с этим Международная торговая палата подготовила Типовой контракт случайного посредничества. В нем предусматривается возможность совершения посредником следующих действий: а) сообщение информации о потенциальных клиентах или сделках; б) оказание содействия во время переговоров о заключении сделки. Посреднику может быть предоставлено исключительное право оказывать содействие по данной сделке.