Участники коммуникативного процесса

В первую очередь, массовые коммуникации – это общение больших социальных групп, а не отдельных индивидов. Что это означает? Конечно, на экране телевизора может произносить речь один персонаж, зрителем в комнате может быть один-единственный человек, и возникает иллюзия межличностного общения (что и приводит зачастую к возникновению парасоциального взаимодействия). Однако за персонажем фильма или телепередачи стоит большой коллектив, создающий эту передачу, а также зачастую заказчик, который финансирует ее производство. Заказчиком передачи может являться государство или какие-то общественные организации, в этом случае с помощью массовых коммуникаций они транслируют свои интересы. Одновременно эту передачу может смотреть множество людей, принадлежащих к различным социальным группам, обладающим различными социальными интересами, опосредующими восприятие воспринимаемой информации.

Эта особенность массовых коммуникаций приводит к возникновению ряда социально-психологических феноменов, связанных с особенностями межгруппового общения[1]. В частности, на межгрупповом уровне общения включается такой механизм социального восприятия, как стереотипизация, и персонаж воспринимается не столько как личность, сколько как представитель той или иной социальной группы. Этим можно объяснить огромные возможности массовых коммуникаций в регулировании (или возбуждении) межнациональных конфликтов. Последние законопроекты, запрещающие в СМИ упоминать национальность участников тех или иных событий, показывают значимость этих эффектов.

Средства коммуникации

Массовые коммуникации отличает использование технических средств передачи информации, что и дает возможность охватывать большие массы людей. В межличностной коммуникации используются только средства непосредственного общения – вербальные и невербальные.

Вербальные и невербальные средства общения также присутствуют и в массовых коммуникациях, но приобретают специфику в связи с их опосредованностью. Использование тех или иных средств общения зависит от используемого технического средства: например, на радио или в Интернете отсутствует или редуцирован невербальный канал общения. В исследованиях интернет-коммуникации[2]эта особенность активно обсуждается и анализируется. Недостаток невербальной коммуникации приводит к появлению компенсирующих приемов общения ("смайлики" в интернет-коммуникации) или к особой значимости отдельных параметров невербальной коммуникации (в радио-коммуникациях особое значение приобретают пара- и экстралингвистика).

Вербальная коммуникация тоже трансформируется в связи с использованием тех или иных технических средств. В телевизионной коммуникации присутствует определенная цензура, например, табуированная лексика удаляется. В прессе используется специфический "язык прессы", не всегда до конца понятный обывателю. В интернет-коммуникации в форумах, блогах, чатах используется письменная речь, что накладывает на нее специфический отпечаток (более развернутый характер, более четкое формулирование мысли), в то же время появляется небрежное отношение к правописанию: в связи с необходимостью быстрого набора текста, возникают специфические жаргонизмы.