Участие субъектов предпринимательства во внешнеэкономической деятельности

Одним из видов предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них, является внешнеторговая деятельность.

Ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность привела к многократному увеличению числа участников внешнеторговой деятельности. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности было разрешено осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации. Это стимулировало быстрое развитие новых форм внешнеэкономической деятельности (совместное предпринимательство, прямые производственные связи и т.д.), а также появление новых видов организационно-хозяйственных структур (кооперативные предприятия (организации) смешанной формы собственности, совместные предприятия, торговые дома, консорциумы, концерны и т.д.). Кроме того, на развитие новых форм предпринимательской деятельности, ориентированных на внешний рынок, повлиял процесс разгосударствления собственности.

Российская Федерация, как и другие государства, определяет состав участников внешнеторговой деятельности, условия их выхода на внешний рынок, а также порядок допуска на национальный рынок и правовой режим для иностранных субъектов внешнеторговой деятельности. Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" закрепил отказ государства от монополии внешней торговли и предоставил право заниматься внешнеторговой деятельностью практически всем предпринимателям России. В настоящее время одним из основных источников правового регулирования внешнеторговой деятельности в России является Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее – Закон об основах регулирования внешнеторговой деятельности).

В соответствии со ст. 10 этого Закона все российские юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами России или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации, либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ, могут быть участниками (субъектами) этой деятельности.

Некоммерческие организации могут осуществлять внешнеторговую, как и иную предпринимательскую деятельность, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Закон об основах регулирования внешнеторговой деятельности предусматривает также, что участниками внешнеторговой деятельности могут быть иностранные лица – физические и юридические лица, а также организации, созданные в иной правовой форме. Их гражданская правоспособность определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц – иностранных граждан определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, а гражданская дееспособность лиц без гражданства – по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.

Иностранные лица осуществляют внешнеторговую деятельность в Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. В отношении иностранных лиц Закон об основах регулирования внешнеторговой деятельности вводит понятие "коммерческое присутствие" (ст. 2).

Под коммерческим присутствием понимается любая допускаемая законодательством РФ или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица.

Согласно установленному порядку иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитующим органом.

Иностранная фирма или организация, заинтересованная в открытии представительства, подает в соответствующий аккредитующий орган письменное заявление, в котором оговаривается цель открытия представительства, дается описание деятельности фирмы, ее планов и перспектив сотрудничества с российскими партнерами. К заявлению прилагаются официальные документы, в том числе: устав иностранного юридического лица, открывающего представительство; выписка из торгового реестра и банковская справка о платежеспособности иностранной фирмы; положение о представительстве и решение компетентного органа управления иностранного предприятия о его открытии. Разрешение на открытие обычно выдается на срок от одного года до трех лет и может быть продлено по просьбе соответствующего иностранного юридического лица.

Статья 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее – Закон об иностранных инвестициях) предусматривает, что филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица – головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории России, может выполнять часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации. Филиал прекращает предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации (ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).

Коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории России, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10 % доли в уставном капитале указанной организации, при осуществлении им реинвестирования пользуется в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях.

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. Она утрачивает этот статус со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников – в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом об иностранных инвестициях.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке.

Функции по регистрации предприятий с иностранным участием на территории России возложены на Федеральную налоговую службу. Государственная регистрационная палата при Минюсте России в соответствии с Уставом Государственной регистрационной палаты, утвержденным приказом Минюста России от 20.07.2011 № 269, осуществляет аккредитацию представительств иностранных компаний на территории России.

Участниками внешнеторговой деятельности в соответствии с Законом об основах регулирования внешнеторговой деятельности могут быть ассоциации и другие добровольные союзы юридических лиц, созданные по отраслевому, территориальному и иным принципам для обеспечения защиты их интересов, упорядочения экспорта и импорта, развития и укрепления внешнеторговых связей с иностранными предпринимателями, лицами и их объединениями.

Все субъекты внешнеторговой деятельности, независимо от форм собственности, действуют на основе общих принципов, определяющих их правовое положение. Основными принципами являются: принцип равенства участников внешнеторговой деятельности и запрет их дискриминации; защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба ее участникам. При этом законом специально предусмотрено, что не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, все российские субъекты внешнеторговой деятельности поставлены в одинаковые условия с ее иностранными участниками и в настоящее время имеют возможность вступать с ними в договорные отношения, руководствуясь своими коммерческими интересами и условиями конкуренции.