Участие органов государственной власти в развитии и совершенствовании социального партнерства

В соответствии с российским законодательством органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством1. Па уровне региона активно заключается отраслевые соглашения между республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзами, отраслевыми органами хозяйственного управления для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики отрасли. В связи с переносом центра тяжести решения социальных проблем с республиканского на территориальное управление (город, район) стала распространяться практика заключения соглашений между главами администрации и координационными советами профкомов для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики территории.

Вопросы социального партнерства учреждений социальной сферы в Москве регулируются Комитетом общественных связей (постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. № 353-ПП), что подтверждается и возложенными на него задачами осуществлением следующих функций, а именно:

- формирование и развитие в городе Москве системы социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений, направленной на достижение общественного согласия, взаимопонимания и взаимной социальной ответственности;

- разработка проектов законов и иных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения по взаимодействию органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, участниками социального партнерства, вынесение их на рассмотрение соответствующих органов исполнительной власти города Москвы и должностных лиц, подготовка заключения по проектам правовых актов, разработанных другими органами исполнительной власти города Москвы в части, касающейся компетенции Комитета;

- разработка и реализация мероприятий по повышению качества и эффективности взаимодействия с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, общественными объединениями, объединениями профсоюзов, промышленников и предпринимателей, органами местного самоуправления в городе Москве.

Все элементы социального партнерства тесно связаны между собой. В Москве создана городская Комиссия о трехстороннем соглашении, во всех десяти округах действуют аналогичные комиссии. Правительством Москвы рассматриваются вопросы о Трехстороннем соглашении и социально-экономическом положении московских семей. Комитетом общественных связей и Общественным Советом подготовлены документы по социальному партнерству, в 2010 г. подготовлен проект постановления Правительства Москвы "Об общественной экспертизе". Совместная работа Правительства Москвы, московских объединений профсоюзов и московских объединений работодателей направлена на конструктивное взаимодействие социальных партнеров, па выработку экономической и социальной политики города Москвы, формирование механизма решения общегородских проблем, сохранение социальной стабильности в городе. Московскому трехстороннему соглашению принадлежит особая системообразующая роль. 22 декабря 2009 г. было подписано очередное Московское трехстороннее соглашение, а также соглашение о минимальной заработной плате на 2010 г.

Специальные соглашения заключаются территориальными органами исполнительной власти, между отраслевыми райкомами профсоюзов и соответствующими хозяйственными отделами для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики региона и местных условий. В результате многие социально значимые проблемы разрешаются за счет средств местных бюджетов. Функции государства в урегулировании трудовых отношений с позиции МОТ:

— участвовать на национальном или отраслевом уровне в качестве стороны на переговорах и консультациях;

— влиять на результаты двусторонних переговоров между работодателями и профсоюзами (представителями работников);

— побуждать предпринимателей и профсоюзы к переговорам по актуальным вопросам;

— устанавливать юридические рамки, защищающие права трудящихся и профсоюзов;

— оказывать существенное влияние на социально-трудовые отношения в других секторах экономики.

На федеральном уровне для регулирования социально-трудовых отношений образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, представители Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ также образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На уровне отраслей (группы отраслей) образуются отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как па федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми органами местного самоуправления.

На локальном уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора.

В настоящее время в Российской Федерации сложился следующий механизм участия государственной власти в развитии и совершенствовании системы социального партнерства:

— законодательное оформление социального партнерства в законах и нормативных актах РФ, субъектов РФ и нормативных актах соответствующих органов государственной власти;

— постоянная работа представителей сторон, экспертов, изучающих и анализирующих состояние и проблемы социального партнерства;

— постоянно функционирующий переговорный процесс между представителями работников (профсоюзов), объединений работодателей и органов государственной власти;

— постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— нормативное закрепление и соблюдение процедур согласования интересов сторон;

— система контроля выполнения принятых соглашений и договоров.