Участие государственного обвинителя в назначении и производстве экспертизы, допросе эксперта

Участие государственного обвинителя в назначении и производстве экспертизы является важной составляющей всей его деятельности при осуществлении уголовного преследования. Оно может осуществляться в следующих формах:

• заявление ходатайства о вызове эксперта;

• заявление ходатайства о проведении экспертизы;

• постановка вопросов эксперту;

• высказывание мнения по поводу вопросов эксперту, поставленных иными участниками судопроизводства, в частности, стороной защиты;

• исследование и оценка заключения эксперта;

• участие в допросе эксперта, исследование и оценка его показаний.

Определив, что в процессе доказывания следует использовать специальные знания, государственный обвинитель должен в своем ходатайстве о производстве экспертизы указать, какую экспертизу и в каком экспертном учреждении или вне этого учреждения необходимо провести.

Экспертизы могут проводиться как государственными судебными экспертами, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Государственные экспертные структуры функционируют в системе различных ведомств – Минюста России, Минздрава России, МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФТС России.

Несмотря на значительный объем экспертиз, выполняемых в государственных экспертных учреждениях, иногда производство экспертиз поручается экспертам негосударственных экспертных учреждений или сотрудникам не экспертных учреждений.

В судебной практике может сложиться ситуация, когда защита реализует свое право ходатайствовать перед судом о назначении определенного эксперта или экспертного учреждения. Государственный обвинитель должен обдумать мотивы такого ходатайства и, в случае несогласия убедительно мотивировать свое предложение о проведении экспертизы в государственном экспертном учреждении.

Преимуществами государственной системы экспертных учреждений являются наличие исходной материально- технической базы, обеспечение современными методами экспертных исследований, наличие научно-методических и координационных центров, контроля за сроками и качеством экспертных исследований.

Государственный обвинитель должен знать процессуальный порядок назначения и проведения экспертизы в суде. Суд назначает экспертизу по ходатайству сторон или по соб

ственной инициативе в тех случаях, когда для исследования фактических обстоятельств дела требуются специальные знания в различных областях пауки. Экспертиза может быть назначена независимо от того, проводилась ли она на стадии предварительного расследования или нет.

В ходе судебного разбирательства эксперт с разрешения председательствующего вправе знакомиться с материалами дела, участвовать во всех судебных действиях, касающихся предмета экспертизы, задавать вопросы допрашиваемым лицам. Это необходимо эксперту для дачи полного и объективного заключения с учетом всех материалов как предварительного, так и судебного следствия. Председательствующий предлагает сторонам поставить вопросы эксперту в письменном виде. Вопросы каждой стороны оглашаются, и по ним выслушивается мнение других участников судебного разбирательства. После этого суд устраняет те вопросы, которые не имеют отношения к делу или не относятся к компетенции эксперта, в случае необходимости формулирует новые вопросы и своим определением (постановлением) утверждает окончательный перечень вопросов эксперту. Эксперт представляет заключение в письменном виде и оглашает его в судебном заседании. Данное заключение вместе с вопросами приобщается к материалам уголовного дела. Закон закрепляет за экспертом право включить в заключение выводы по обстоятельствам дела, о которых ему не были поставлены вопросы.

В необходимых случаях суд может назначить повторную или дополнительную экспертизу. Для судебного разбирательства характерны именно эти виды экспертиз.

В соответствии со ст. 283 УПК РФ суд назначает повторную или дополнительную экспертизу, когда имеют место противоречия между заключениями экспертов, которые невозможно преодолеть в судебном разбирательстве путем их допроса.

Основанием назначения дополнительной экспертизы является недостаточная ясность или полнота ранее данного заключения. Это может быть результатом того, что эксперт сузил объем задания, исследовал не все объекты, не ответил на все вопросы или нс все вопросы ему были поставлены. При дополнительной экспертизе поставленные вопросы связаны с ранее разрешенными, которые под сомнение не ставятся. Проведение такой экспертизы поручается тому же эксперту, который может использовать свои, уже проведенные, исследования.

Основанием назначения повторной экспертизы является сомнение в правильности выводов ранее данного заключения, поэтому ее всегда проводит другой эксперт (эксперты). При повторной экспертизе решаются те же самые вопросы, что и при предшествующей. Заявляя ходатайство о проведении повторной экспертизы, государственный обвинитель должен его мотивировать. Например, ходатайство можно мотивировать тем, что выводы эксперта не соответствуют материалам дела, иным, собранным по делу доказательствам, в основу экспертного исследования легли недостаточно надежные методики, исследование проведено неполно и т.д.

В отдельных случаях проведения сложных и многообъектных, а также некоторых повторных экспертиз государственный обвинитель может ходатайствовать о проведении комиссионной экспертизы. Основным признаком комиссионной экспертизы является участие в ее проведении нескольких, но не менее двух экспертов одной специальности (ст. 200 УПК РФ). Организация и производство комиссионной экспертизы возлагается на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Комиссия экспертов коллегиально определяет характер, цель, ОГЛАВЛЕНИЕ и последовательность необходимых исследований. Каждый эксперт независим в исследовании и формулировании своих выводов. Результаты исследования анализируются совместно, после чего составляется и подписывается общее заключение. В случае возникновения разногласий, эксперт, не согласный с выводами других членов комиссии, дает отдельное заключение. На практике комиссионно проводится подавляющее большинство судебно-психиатрических экспертиз, многие повторные.

В тех случаях, когда для разрешения дела необходимы специальные знания в различных областях знаний, назначается комплексная экспертиза. Комплексная экспертиза проводится комиссией экспертов разных специальностей. При этом каждый эксперт проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении указывается, какой эксперт провел исследования и в каком объеме, какие факты установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении (ст. 23 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"). Примерами комплексных экспертиз являются, например, медико-криминалистические, медико-автотехнические и др.

Оценку заключения эксперта государственный обвинитель может дать при заявлении ходатайства о назначении повторной экспертизы, а также в своем выступлении в прениях. Заключение экспертизы оценивается с точки зрения законности, обоснованности и достоверности.

После оглашения экспертом заключения может быть произведен его допрос для разъяснения или дополнения данного им заключения. В ст. 289 УПК РФ определен порядок допроса эксперта. Первыми его допрашивают судьи, затем обвинитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, защитник и подсудимый. Допрос эксперта проводится для разъяснения, дополнения и уточнения его заключения. В ходе допроса ему могут быть поставлены вопросы о примененных методиках исследования, о достаточности сравнительного материала, по поводу использованных научно-технических средств и пр. Недопустимой является постановка вопросов, которые требуют дополнительного исследования в рамках дополнительной экспертизы. Тогда следует ходатайствовать о ее проведении.

Государственному обвинителю, оценивая заключение экспертизы, необходимо определить ее место в системе собранных доказательств, установить, какой именно факт является доказанным с его помощью, в какой степени оно соответствует иным, добытым по делу доказательствам, каким из них оно противоречит и почему.